Типология текста: Методические рекомендации

Мастерская


Мастерская. Реализация принципа интеграции

Эффективность реализации Программы будет во многом зависеть от умения педагогов в работе с детьми использовать современные подходы к организации образовательной деятельности.

В результате многочисленных исследований учёные установили, что любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, обладает большим развивающим потенциалом, чем каждый компонент содержания образования в отдельности. При реализации образовательной области Художественное творчество необходимость в интеграции вызвана:

— потребностью в обеспечении высокого уровня общего развития и воспитания детей и формирования у них целостных представлений об окружающем мире;

— отказом современной педагогики от предметно-знаниевого подхода и переходом на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком;

— переходом на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей.

Интегрированный подход может быть как внутривидовым и осуществляться между видами продуктивной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией и художественным трудом), так и межвидовым и обеспечивать интеграцию образовательных областей.

Содержание интегрированной образовательной деятельности представляет собой довольно сложную структуру, в которую могут быть включены два и более компонента из разных образовательных областей. При этом между компонентами могут быть разные отношения: отношения равенства и отношения неравенства. Так, например, для игры в магазин дети лепят хлебобулочные изделия. На заготовках в форме банок рисуют овощи и фрукты, а путём аппликации создают коробки со сладостями и т. п. В результате все компоненты объединены одной темой, но не связаны между собой способами детской деятельности и поэтому формальные цели интегрированного обучения не выполняются.

В работе М. В. Лазаревой указано, что интегрированную образовательную деятельность от обычных, классических занятий отличает:

— наличие двух и более компонентов в структуре образовательной деятельности;

— выделение интегративного ядра, представляющего собой такое содержание, которое является общим для всех компонентов, входящих в образовательную деятельность;

— обеспечение единства рационального и эмоционального;

— проявление естественных, жизненных связей между компонентами содержания (лучше, если эти связи наглядно представлены);

— наличие способа интеграции, который отражает, с одной стороны, характер отношений между компонентами (равенство

— обеспечение деятельностной основы усвоения интегрированного содержания и субъект-субъектного взаимодействия педагога с ребёнком.

При реализации образовательной области Художественное творчество педагоги могут использовать различные виды интегрированной образовательной деятельности, в том числе интегрированные циклы и интегрированные (тематические) дни, чередуя их с традиционными формами работы с детьми, и стремиться к тому, чтобы сформировать у детей те интегративные качества, которые они должны приобрести в результате освоения Программы. Важно воспитать целенаправленного, любознательного и активного ребёнка, который способен:

— принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

— планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

— предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке;

— слушать взрослого и выполнять его инструкции.

При подборе содержания для продуктивной деятельности педагог руководствуется:

— возрастом и интересами детей;

— потребностью детей в созидании и их желанием получить продукт для личного использования, с которым можно играть, который можно подарить другим и т. п.;

— тематикой других образовательных областей (Познание, Чтение художественной литературы, Музыка и др.);

— интересными событиями, которые происходят в группе, детском саду, городе, стране, мире;

— примерным календарём праздников.

По-прежнему педагог должен заботиться и о формировании умений и навыков, используя заинтересованность детей в решении поставленных задач, при достижении ими намеченной цели. Например, обучение рисованию птиц можно приурочить к празднику День птиц. С детьми о птицах много говорили, они наблюдали за ними на участке детского сада, рассматривали фотографии, рисунки с их изображением, и в результате этого у них сформировались представления о птицах. Поэтому когда при подготовке к празднику возникла необходимость в создании плаката в защиту птиц, оформления группы и зала к этому празднику, то дети понимали, для чего им надо учиться рисовать птиц, и были подготовлены к этой работе.

Таким образом, становится очевидным, что для развития продуктивной деятельности детей у педагогов существует множество возможностей. Но общим требованием является решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Мастерская как форма организации совместной
(партнёрской) деятельности взрослого и детей

Вопрос о переходе педагогов на новые формы взаимодействия с детьми дошкольного возраста поднимался учёными и практическими работниками очень давно, но ни в науке, ни в практике не были разработаны технологии проведения этой работы.

В настоящее время психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской1 разработаны известным детским психологом Н. А. Коротковой:

— стиль поведения взрослого (от административно-регламенти- рующего к непринуждённо-доверительному);

— рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за учительским столом к месту за общим столом рядом с детьми);

— отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к участию в выполнении определённой части работы и т. п.).

В совместной партнёрской деятельности меняется и положение детей.

1. Дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребёнка появляется возможность выбора — участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то иным. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и бездельем.

2. С детьми вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т. п.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок может определить для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т. д., но сделает это хорошо и доведёт начатое дело до конца. Дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребёнок не может справиться с работой сразу, он может продолжить её в последующие дни, но обязательно должен стремиться к тому, чтобы добиться результата, в получении которого ему помогает педагог.

4. Работа в форме мастерской может проводиться педагогом как в процессе образовательной деятельности с детьми (вместо занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием), так и в ходе режимных моментов (в утренние часы до завтрака, после сна, в промежутке между полдником и ужином, после ужина и т. п.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом. Если работа в форме мастерской осуществляется в образовательной деятельности, то по длительности она, даже для увлечённых работой детей, не должна превышать норм СанПиНа. В ходе режимных моментов работа в мастерской регулируется в соответствии с распорядком дня, но по длительности она также не должна превышать норм СанПиНа.

5.При организации работы с детьми в форме мастерской педагогу важно, с одной стороны, обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребёнок не завершил начатое им дело. Для этого в деликатной форме педагог должен своим участием, поддержкой, с помощью соответствующей мотивации, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, добиваться завершения работы.

Рассмотрим, как может быть организована и проведена работа с детьми старшего дошкольного возраста в форме мастерской с отходами, которые получены при обработке дерева на токарном станке.

Общеизвестно, что современным детям приходится крайне редко иметь дело с натуральной, не покрытой лаком или краской древесиной. В результате этого дети не могут увидеть красоту древесины, разнообразие её оттенков, познакомиться с её фактурой, почувствовать аромат, что является очень важным для познавательного и эстетического развития ребёнка. Кроме того, в России древесина является подлинным природным богатством, поэтому необходимо воспитывать в детях бережное отношение к этому материалу, не допуская уничтожения (сжигания) даже отходов, которые могут быть полезными, если приложить для этого соответствующие усилия.

Становится очевидным, что при проведении работы в форме мастерской с древесными отходами просто и естественно происходит интеграция образовательной области Художественное творчество с другими образовательными областями: Социализация, Коммуникация, Познание, Безопасность, Чтение художественной литературы и др. Кратко опишем пример проведённой работы и полученные результаты.

Мастерская (работа с древесными отходами)

1.Организация работы с детьми в ходе режимных моментов (до завтрака).

Воспитатель знакомит детей с древесными отходами. Предлагает рассмотреть их, понюхать, чтобы ощутить аромат древесины, полюбоваться цветом. Обращает внимание на разнообразие точёных деревянных форм и обсуждает вопрос о том, каким образом были получены эти древесные отходы. Нужно сохранять их или нет? Для чего можно их использовать и как?

Получив согласие детей на использование отходов, воспитатель предлагает для проведения этой работы организовать в группе мастерскую. Для этого необходимо составить отдельные столы таким образом, чтобы получился один общий стол, за которым у воспитателя и каждого из детей будет своё место.

2. Проведение образовательной деятельности с детьми.

2.1 Цель. Формировать представление о возможностях и способах использования отходов из дерева в процессе художественного труда. Воспитывать самостоятельность в работе, творческую инициативу. Развивать воображение детей, учить их видеть в бросовом материале образы, которые можно получить путём соединения различных деревянных форм при создании поделки. Учить работать коллективно: предварительно вместе обсуждать замысел, распределять обязанности, планировать эту работу и согласовывать свои действия с действиями товарищей (подбор деревянных форм, их соединение, раскраска) для создания поделки.

Побуждать к экспериментированию с различными материалами, которые можно использовать для соединения отдельных частей и по результатам делать выводы относительно того, насколько данный материал обеспечивает качество будущей поделки (красоту и прочность). Учить действовать с шилом при соединении деревянных деталей, соблюдая технику безопасности.

Материал. Деревянные отходы, разнообразные материалы, с помощью которых можно соединять отдельные деревянные детали (пластилин, проволока, шило, клей, деревянные зубочистки и др.).

Полученные результаты. Дети с удовольствием рассматривали отходы из дерева: брали их в руки, нюхали, пытались составить отдельные формы и представить себе тот предмет, который в результате этого может получиться.

Вначале дети решили сделать сувениры из дерева и подарить их родным и близким. Воспитатель поддержал эту идею, но в свою очередь предложил собственную: сделать из деревянных заготовок персонажей для настольного театра по какой-нибудь сказке. Дети согласились с этим предложением и самостоятельно выбрали сказки, героев из которых они хотели бы сделать. Одни дети были сторонниками английской народной сказки Три поросёнка, а другие — сторонниками сказки Принцесса на горошине Г. Х. Андерсена.

Решение детей было поддержано воспитателем. С одной стороны, работа по изготовлению персонажей сказок позволяла объединить усилия детей для создания общего продукта, что гораздо важнее, чем работа каждого над отдельной поделкой. С другой стороны, при проведении этой коллективной работы каждый ребёнок имел возможность работать над созданием своего собственного продукта. При этом общий продукт всех участников (персонажи к сказке) не теряет самостоятельной ценности.

В результате коллективного обсуждения пришли к выводу, что для изготовления героев этих сказок детям понадобятся разные деревянные формы. Для создания трёх поросят достаточно выбрать соответствующие деревянные формы в виде овалов и раскрасить их. Для изображения волка, короля, принца, принцессы, старой королевы требовалось соединить отдельные деревянные формы.

Результаты экспериментирования детей с разными материалами (пластилином, проволокой, клеем) позволили им самостоятельно убедиться в том, что с помощью этих материалов нельзя добиться прочного соединения деталей и привлекательного внешнего вида. Воспитатель предложил детям новый взрослый способ соединения деталей с помощью шила (в местах соединения форм с помощью шила делаются отверстия, затем они смазываются клеем и с помощью кусочка деревянной зубочистки соединяются) и рассказал им о технике безопасности при его использовании. Вначале дети поупражнялись в использовании этого способа соединения деталей на бросовых кусочках, а потом успешно соединили детали и получили фигурки, изображающие волка и героев сказки Принцесса на горошине.

2.2. Цель. Упражнять в творческом применении практических умений и навыков, полученных ранее в рисовании и аппликации. Побуждать детей самостоятельно выбирать изобразительные и бросовые материалы и их цвет для росписи и декорирования поделок.

Материал. Гуашь, акриловые краски; фломастеры; цветные шариковые ручки; набор цветной бумаги; цветные нитки; клей ПВА.

Полученные результаты. В результате экспериментирования с древесными отходами дети пришли к выводу, что их будущие поделки можно раскрашивать гуашью, акриловыми красками, фломастерами, на них можно наносить узор шариковой ручкой и др., добиваясь создания выразительного образа. При этом деятельность детей в условиях мастерской оказалась более привлекательной, чем традиционные занятия одним из видов продуктивной деятельности. В мастерской дети имели возможность экспериментировать с разнообразными материалами (краски, нитки, бумага и др.), которые традиционно не были включены в отдельные виды изобразительной деятельности, проявлять активность, инициативность в выборе материала, его цвета, фактуры. Так, например, группа детей, которая приняла решение работать над изготовлением персонажей к сказке Принцесса на горошине, обратила внимание на набор красок с перламутром. Опробовав краски при закрашивании дерева, дети пришли к выводу, что именно перламутр, добавленный к основному цвету краски, отвечает их представлениям о фактуре одежды принца, короля и королевы. Для одежды принца был выбран голубой цвет, для короля — коричневый верх и зелёный низ, а для королевы — красный. Одежда принцессы была выполнена в тёплой гамме нескольких оттенков жёлтого цвета.

Дети, которые намеревались изготавливать героев к сказке Три поросёнка, отказались от использования краски с перламутром, так как, по их мнению, ни поросята, ни волк не могут быть окрашены в переливающиеся цвета перламутровой краски, потому что так не бывает. Но перед ними возник вопрос, как сделать, чтобы все три поделки братьев-поросят были одинаковыми по цвету. После продолжительных переговоров дети пришли к выводу, что для этого кому-то одному нужно развести побольше краски на палитре и все остальные воспользуются ею. Результат превзошёл ожидания — все поросята оказались одного оттенка розового цвета.

Особый интерес дети проявили к декорированию поделок к сказке Принцесса на горошине. После росписи поделок у детей возник вопрос относительно того, как выразительно оформить головы королевской семьи. Им надо сделать волосики, — говорили дети, но с выбором материала затруднялись. Из нарезанных полосок бумаги волосы получались грубыми и невыразительными. Тогда на помощь пришёл воспитатель и предложил сделать волосы из ниток. В выборе цвета ниток для волос принимали участие все дети. В результате споров и размышлений пришли к выводу: у короля будут длинные вьющиеся волосы чёрного цвета, потому что его лицо украшено чёрными усами. Для миловидного лица королевы были подобраны светло-каштановые волосы. Лицо принца украшают светлые волосы, которые ребёнок с помощью ниток превратил в модную причёску, ниспадающую на лицо. Самые красивые, длинные волосы из ниток были сделаны для принцессы.

Много усилий и мастерства понадобилось детям при изготовлении короны для короля, принца, королевы, но они с этой работой справились.

3. Организация работы с детьми в ходе режимных моментов по созданию декораций, атрибутов для использования поделок в настольном театре (до завтрака, после полдника).

Цель. Содействовать формированию у детей целеполагания, способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Продолжать учить детей творчески применять полученные знания, умения и навыки по декоративному рисованию при создании декораций; побуждать к самостоятельному выбору сочетаний цветов, украшений в зависимости от назначения узора и той формы, для украшения которой он предназначен. Продолжать учить создавать поделки из природного материала путём дополнения его другими материалами (бумагой, тканью, нитками и др.) для создания выразительного образа. Побуждать детей при создании декораций руководствоваться содержанием литературного произведения.

Материал. Основание из картона для размещения настольного театра по данной сказке; наборы цветной бумаги для изготовления декораций; природный и бросовый материал; кусочки ткани.

Полученные результаты. В течение нескольких дней дети охотно играли со своими поделками. Когда воспитатель почувствовал, что дети начинают терять к ним интерес, то напомнил о том, что они хотели использовать свои поделки в настольном театре по сказкам.

Дети охотно откликнулись на предложение воспитателя и изъявили желание продолжить работу в мастерской по изготовлению декораций и атрибутов для будущих театральных постановок.

Начать эту работу воспитатель предложил с чтения тех сказок, по сюжету которых они уже изготовили персонажей. До прослушивания сказок перед детьми была поставлена задача запомнить описание той обстановки, на фоне которой происходит действие сказки. В результате было установлено, что действие сказки Принцесса на горошине происходит во дворце. В спальне дворца должна быть кровать с двадцатью тюфяками и двадцатью перинами.

Наличие такого большого количества атрибутов привело к растерянности детей, но воспитатель пришёл к ним на помощь и напомнил, что и он лично принимает активное участие в работе мастерской. Поэтому изготовление кровати с множеством тюфяков и перин он берёт на себя, а стены дворца будут расписывать дети.

Для настольного театра по сказке Три поросёнка определённые сложности были связаны с изготовлением домиков поросят, но с помощью воспитателя дети справились с этой работой.

Когда работа над декорациями и атрибутами к сказкам была завершена, дети после нескольких репетиций показали маленькие спектакли настольного театра малышам и родителям, а затем длительное время играли со своими поделками, которые оказались очень прочными.

(При описании работы в форме мастерской использовался опыт работы И. Г. Мокроусовой и А. А. Мищенковой, педагогов ГОУ Детский сад № 2052 ВАО Москвы.)

 

 

Скачать документ в формате PDF