Конференция «Создание единого образовательного пространства системы дошкольного образования: ориентиры и инструменты»

11 октября 13:00 состоялась конференция «Создание единого образовательного пространства системы дошкольного образования: ориентиры и инструменты». На ней выступали разработчики Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). Куратор конференции – Изотова Е.И.

 

00:14 Введение

•   Приветствие и представление участников конференции

•   Представление модератора секции и темы обсуждения

06:19 Проект «Детский сад маршрута развития»

•   Екатерина Марич, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования, рассказывает о проекте, направленном на оптимизацию использования методических, материально-технических, кадровых и организационных ресурсов для вариативной индивидуальной и эксклюзивной маршрутизации дошкольных образовательных организаций

•   Проект включает в себя создание условий для повышения квалификации и поддержки педагогов, а также реализацию различных направлений маршрутизации, таких как стратегическое управление, региональная специфика, опережающие исследовательские программы, оценка качества образования, взаимодействие с родителями, проектирование образовательной среды, психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и экспертная деятельность

15:31 Планы на будущее

•   В будущем планируется расширение сети стажировочных площадок, обучение более 34 тысяч специалистов системы дошкольного образования и участие большего количества регионов в проекте

14:00 Обсуждение проекта «Детский сад. Маршруты развития»

•   Проект направлен на создание единого образовательного пространства и сохранение наработанных систем и опыта в дошкольном образовании.

•   Проект включает в себя разработку и реализацию маршрутов развития, моделей и программ, а также привлечение родителей к участию в образовательном процессе.

20:57 Просветительская деятельность и включение родителей в образовательный процесс

•   Просветительская деятельность является важным инструментом для поддержки родителей и включения их в образовательный процесс.

•   Программа просвещения разработана для поддержки современного родительства и развития компетентности родителей.

25:11 Обсуждение важности просвещения и информирования родителей

•   Просвещение включает в себя информирование, формирование опыта и навыков у родителей.

•   Информирование должно быть достоверным и точным, а просвещение должно развивать компетентность родителей.

22:57 Введение

•   В видео обсуждается важность создания единого образовательного пространства для детей дошкольного возраста.

•   Упоминается о том, что в России уже есть пример такого пространства, но оно не является единым для всех регионов.

23:47 Работа над программой просвещения

•   В течение года идет работа над программой просвещения для родителей, которая будет сопровождаться цифровым порталом-агрегатором.

•   Программа будет включать разделы, связанные с развитием ребенка, здоровьем, образованием, воспитанием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы по воспитанию детей в приемных семьях.

33:14 Формы взаимодействия с родителями

•   В программе предлагаются разные формы взаимодействия с родителями, такие как информирование, формирование практического опыта, вовлечение в совместную деятельность.

37:44 Создание инструмента для разработки образовательных программ

•   Маргарита Парамонова представляет интерактивный конструктор образовательных программ, разработанный лабораторией дошкольного образования.

•   Этот инструмент поможет образовательным организациям разработать программы, соответствующие федеральным требованиям.

40:55 Электронный конструктор образовательных программ

•   Видео представляет электронный конструктор образовательных программ для дошкольных образовательных организаций.

•   Конструктор позволяет создать программу интерактивно, затратив минимальное время, следуя инструкциям.

42:08 Структура образовательной программы

•   Образовательная программа состоит из обязательной и вариативной частей.

•   Вариативная часть может быть представлена порциальными программами или дополнениями к обязательной части.

45:10 Работа с конструктором

•   Конструктор предлагает четкие инструкции и вопросы для формирования программы.

•   Программа формируется в два этапа: обязательная часть и вариативная часть.

50:19 Статистика использования конструктора

•   С помощью конструктора разработано более 1000 образовательных программ.

•   Представители из 80 регионов России использовали конструктор для разработки своих программ.

52:55 Обратная связь и возможности улучшения конструктора

•   Практики отмечают удобство разработки программы в конструкторе, экономию времени и сил.

•   Конструктор оставляет большие возможности для доработки и улучшения программ.

54:19 Заключение

•   Укрепление единого образовательного пространства дошкольного образования в России.

•   Совершенствование отечественного дошкольного образования.

51:00 Обсуждение инструментов для реализации образовательной программы

•   Участники обсуждают различные инструменты, которые могут быть использованы для реализации образовательной программы.

•   Обсуждаются вопросы, связанные с использованием интерактивных инструментов, таких как конструктор, который был представлен Маргаритой Юрьевной.

01:02:29 Обсуждение инструментов для диагностики

•   Участники обсуждают необходимость использования диагностических инструментов для анализа рисков и ресурсов развития детей.

•   Галина Викторовна представляет доклад о комплексной психолого-педагогической диагностике как инструменте анализа рисков и ресурсов развития ребенка.

01:00:07 Обсуждение наполнения вариативной части образовательной программы

•   Участники обсуждают вопросы, связанные с наполнением вариативной части образовательной программы.

•   Планируется проведение отдельной секции на всероссийской ноябрьской конференции, посвященной этому вопросу.

01:11:49 Обсуждение проекта комплексной психолого-педагогической диагностики

•   В рамках проекта выделены системные качества, которые могут лежать в основе инструмента комплексной психолого-педагогической диагностики для детей одного года-трех лет, четырех-пяти лет и шести-семи лет.

•   В рамках исследования был приведен пример фрагмента бланка для обследования детей одиннадцати-тринадцати месяцев.

•   В дальнейшем планируется получить эмпирически в модели с помощью математической обработки данных, которая свяжет системные качества с планируемыми результатами по федеральной образовательной программе дошкольного образования.

01:15:25 Логика функционирования комплексной диагностики

•   Если у ребенка все системные качества сформированы, проводится педагогическая диагностика, анализ педагогических аспектов реализации федеральной образовательной программы.

•   Если ребенок испытывает риски и трудности формирования системных качеств, требуется психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

•   В рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка проводится анализ психического развития ребенка, определяются индивидуальные особенности, психологическая квалификация характера, степени трудности и ресурсы в развитии ребенка.

01:23:38 Круглый стол «Проблемные поля и ресурсы отечественного дошкольного образования»

•   В рамках круглого стола обсуждаются проблемные поля и ресурсы отечественного дошкольного образования, реализация актуальных задач и предлагаются внутри этого стола ресурсные группы: семья и родители, социумы, культура, образовательная среда, дошкольные образовательные организации и ребенок, детский коллектив.

•   В качестве экспертов представлены представители различных ресурсных групп, которые могут быть информированными и просвещенными в области дошкольного образования.

01:27:20 Обсуждение проблем в дошкольном образовании

•   Участники обсуждают проблемы в дошкольном образовании, такие как социум и культура, художественно-эстетическое воспитание, подготовка специалистов в области музыкального и дополнительного образования.

•   Ирина Куланина, кандидат педагогических наук, директор института развития образования, представляет проблему художественно-эстетического воспитания и его роль в формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры детей.

01:36:14 Востребованность специалистов в области музыкального и дополнительного образования

•   Ирина Макарова, кандидат педагогических наук, представитель высшего образования, обсуждает проблему востребованности специалистов в области музыкального и дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях.

•   Она отмечает, что многие музыкальные руководители и педагоги дополнительного образования не имеют соответствующего образования и квалификации, что негативно сказывается на качестве образования.

01:38:09 Пути решения проблем

•   Участники обсуждают возможные пути решения проблем, включая разработку и внедрение программ подготовки специалистов в области музыкального и дополнительного образования в вузах с дошкольным направлением.

•   Ирина Макарова также предлагает обратить внимание на эталоны культуры и профессиональную подготовку педагогов.

01:39:24 Обсуждение проблем в дошкольном образовании

•   Участники обсуждают проблемы, связанные с изменением типа культуры и когнитивных процессов у детей, рожденных в 21 веке.

•   Отмечается, что учебники и учебные пособия, созданные на основе исследований прошлого века, не отвечают современным реалиям и требованиям.

01:41:00 Проблемы адаптации и применения инновационных методик

•   Участники обсуждают проблему адаптации инновационных методик и педагогических практик под исследование нравственных качеств и характеристик развития современного ребенка.

01:43:17 Проблемы создания кратковременного пребывания детей и комнат матери и ребенка

•   Участники обсуждают создание кратковременного пребывания детей и комнат матери и ребенка на базе образовательных организаций.

01:44:17 Проблемы организации диагностического мониторинга речевого развития

•   Участники обсуждают разработку мобильного приложения для диагностики речевого развития детей.

01:45:16 Проблемы родительского просвещения и электронного детского сада

•   Участники обсуждают организацию родительского просвещения и электронного детского сада для работы в условиях пандемии.

01:46:01 Проблемы билингвизма, полилингвизма и научно-методического сопровождения педагогов

•   Участники обсуждают проблемы билингвизма, полилингвизма и научно-методического сопровождения педагогов по полилингвальному образованию.

01:46:55 Проблемы реализации интерактивного оборудования и современных технологий раннего развития детей

•   Участники обсуждают проблемы реализации интерактивного оборудования и современных технологий раннего развития детей в условиях социализации.

01:51:11 Образовательная среда как ресурс социального развития ребенка

•   Участники обсуждают образовательную среду как ресурс социального развития ребенка и проблемы, связанные с этим.

•   Отмечается, что образовательная среда должна быть эффективной и включать в себя полифункциональные материалы, гибкое планирование, поддержку детской инициативы и самостоятельности, а также использование порциональных программ.

01:58:04 Взаимодействие с родителями

•   Ирина Александровна обсуждает проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями и отмечает, что проблема переходит из разряда индивидуального подхода к запросам каждой семьи в разряд просвещения населения в целом.

•   Она предлагает использовать интернет-ресурсы, телевидение, интернет-пространство и сообщества для просвещения родителей.

02:02:02 Просветительская деятельность

•   Ирина Анатольевна добавляет, что просветительская деятельность является важной темой, но она сталкивается с проблемой определения конечного результата и определения того, к чему должны быть направлены усилия.

•   Она предлагает профессиональному сообществу определить, что они хотят получить в итоге просветительской деятельности.

02:04:10 Обсуждение проблем в образовании

•   Участники обсуждают проблемы в образовании, такие как отсутствие единого образовательного пространства и необходимость научно-исследовательской практики.

•   Обсуждается важность подготовки педагогов, обладающих личностно-профессиональными компетенциями и воспитательными действиями.

02:10:35 Необходимость единого образовательного пространства

•   Участники обсуждают важность единого образовательного пространства для подготовки педагогов дошкольного образования.

•   Отмечается необходимость взаимодействия между университетами, кафедрами и лабораториями для решения общих задач в рамках единого образовательного пространства.

02:15:00 Заключение

•   Участники выражают благодарность администрации института за предоставленную возможность диалога и обсуждения проблем в образовании.

•   Призыв к консолидации профессионального сообщества для решения актуальных проблем и определения путей их решения.