Вариативное календарное планирование

Предлагаем ознакомиться с учебным фильмом, в котором рассказывается о том, как разработать вариативное тематическое планирование в цифровой форме. Алгоритм действий показывается на конкретном примере (октябрь, старшая группа), но может быть использован также воспитателями других возрастных групп.

Планирование работы в старшей группе (октябрь)

Целью работы учебно-методического сообщества «Миры детства», образовавшегося на базе детских садов, работавших по комплексной программе дошкольного образования «Миры детства – конструирование возможностей» являются технологии, направленные на всестороннее развитие ребенка.

Это два комплекса диагностических процедур («карты развития» Н.А. Коротковой и формализованные наблюдения за развитием детей в повседневно-бытовой жизни); и система подбора занятий воспитателя с детьми.

Занятиями мы называем любую организованную воспитателем деятельность в которой участвует большая часть группы детей (за исключением повседневно-бытовых событий).

Первоначально данная система была нацелена на повышение эффективности работы родителей с детьми с использованием дидактического материала «Детский календарь», но в последний год она стала более универсальной и ей могут пользоваться с некоторыми ограничениями и воспитатели групп, не использующих «Детский календарь».

Данная система стала принципиально возможной за счет использования классификации образовательной деятельности на основе культурных практик, отличная от повсеместно используемой структуры образовательных областей. Таким образом, основой классификации служат следующие виды деятельности воспитателя с детьми:
– чтение художественной литературы;
– продуктивные виды деятельности;
– познавательно-исследовательская деятельность;
– игры (с правилами и дидактические).

В систему не входит сюжетная игра, музыкальная деятельность и физическая культура. Для сюжетной игры нами предлагается подход, предложенный Н.А. Коротковой в работе «Сюжетная игра дошкольников». Он заключается в постепенном развитии у детей различных типов проекции События и способов связывания Событий в единую сюжетную линию. Подобный подход исключает структурирование образовательного подхода в данном направлении на основе отдельных занятий (поиграли в «Дочки-матери», поиграли в «Магазин»), как это представлено в некоторых архаичных методиках развития сюжетной игры.

Музыкальная деятельность и физическая культура в большинстве дошкольных образовательных учреждений организуется специалистами, и в настоящее время развития системы выходит за пределы нашей компетенции.

Можно возразить, что огромное количество занятий можно найти в Интернете на тематических сайтах и в социальных сетях, но предлагаемый нами материал имеет ряд принципиальных отличий.

Описание каждого занятия лаконично и не содержит излишних подробностей, таких как:

– обобщенных целей и задач, которые не могут быть решены в рамках отдельного занятия;

– вымышленных диалогов воспитателя и детей;

– описаний «физкультминуток», музыкального сопровождения и пр.

Мы стараемся, чтобы каждое занятие соответствовало условной возрастной норме. Это достигается сверкой операциональной части занятия с авторитетными источниками или проверкой занятия на практике.

По мере необходимости содержание занятия дополняется материалами в цифровой форме, которые могут быть полезны для работы.

Кроме того, как Вы вскоре убедитесь, мы не ограничиваемся классификацией занятия только по видам деятельности. Каждый из типов имеет более «тонкую» классификацию, которая постоянно совершенствуется.

Итак, зарегистрировавшись на сайте научно-методического сообщества «Миры детства» Вы сможете не только заполнять диагностические карты, но и найти занятия, интересные детям. Более того, у Вас появится возможность осуществлять планирование образовательной деятельности на месяц.

После регистрации Вам нужно выбрать в левом меню верхнюю ссылку «Занятия». Обратите внимание на то, что Вы должны не только зарегистрироваться, но и войти в систему.

Количество занятий, уже имеющихся в базе данных, перевалило за тысячу, и для того, чтобы выбрать нужное, следует отметить критерии отбора.

Это может быть возраст. Выбрав возраст 5-6 лет, мы увидим более 350 занятий. Метод сортировки отображается в строке «Параметры отбора».

Следующий критерий, который может нам понадобиться, если мы решили выбрать отдельное занятие, и провести его с детьми, это тип культурной практики.

При выборе отдельного, изолированного от остальных занятия мы неизбежно сталкиваемся с проблемой, которая заключается в его связи с другими занятиями (комплексировании). Некоторые ассоциативные связи возникают, если мы выберем занятие, привязанное к определенному месяцу. Связь возникает за счет природных явлений (например, в средней полосе России в октябре листопад). Для этого дополним критерий возраста (5-6 лет) месяцем (октябрь) и культурной практикой – продуктивной деятельностью.

В результате мы увидим разнообразные занятия по продуктивным видами деятельности (рисованию, лепке, аппликации), среди которых есть занятие по лепке «Печать листьями» и аппликация «Осень золотая». Первое занятие разработала Доронова Татьяна Николаевна (его знают педагоги, работавшие по программе «Радуга», «Из детства в отрочество» и «Успех»), а второе – Кожухова Ирина Владимировна, воспитатель МОУ СОШ №11 пос. Дружба корпус 3.

Безусловно, оба занятия хороши, они соответствуют возрастной норме, они привлекательны для детей в силу возникающих ассоциаций, связанных с природным явлением – листопадом.

Если выбрать в качестве критерия познавательно-исследовательскую деятельность, руководствуясь только возрастом детей и месяцем, то ассоциативные связи будут едва заметны.

Это вызвано тем, что оно пока что они не являются частью единого плана.

Оговоримся сразу – у идеального воспитателя план, конечно, имеется. Он возникает за счет значительного кругозора, который позволяет оперативно оперировать содержанием образования, значительную часть которого он держит в памяти и может комплексировать его в «режиме реального времени».

У идеального воспитателя существует глубинное понимание психологических особенностей детей группы (как каждого отдельно взятого ребенка, так и группы целиком), что позволяет ему до известной степени прогнозировать поступки отдельных детей и групповую динамику.

Этот перечень достоинств можно продолжать бесконечно, но мы исходим из того, что воспитатель – массовая профессия; среднее специальное и высшее образование далеки до совершенства; условия труда и заработная плата оставляют желать лучшего.

Найти в таких условиях возможности для творчества не всегда удается. Поэтому, кроме набора занятий мы предлагаем возможность создания комплекса занятий, целостного плана работы. Как мы покажем ниже, он может пригодиться и самому опытному воспитателю в силу своей вариативности. Одним словом, мы пытаемся сделать работу воспитателя более технологичной, не умаляя его творческих способностей.

Основанием для составления плана работы на месяц являются не только время года, но и художественные произведения. Так как мы рассматриваем старший дошкольный возраст, то основное место в плане (и по времени, и по смысловой значимости) занимают большие повествовательные тексты. Необходимость их применения убедительно обосновывает Н.А. Короткова (см. под спойлером)

Большие повествования обычно почти не используются в детском саду. В дошкольных программах преобладают малые литературные формы — короткие рассказы, сказки, стихи; из больших текстов рекомендуются лишь отдельные фрагменты. Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности (в отличие от коротких сюжетных текстов, в центре которых находится отдельное, изолированное событие, как бы фрагмент жизни персонажа) позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе. Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину. И именно этих произведений нет в детском саду. Ребенок как бы вырастает из коротких стихов, рассказов и сказок, как из коротких штанишек, и требует одежды на вырост, в которой хочется взрослеть. Поэтому большие художественные тексты-повествования должны быть включены в круг чтения (рекомендательный список) для старших дошкольников, составить существенную его часть.

При подборе текстов для чтения мы исходим из того, что воспитатель минимально должен читать детям каждый день 20 мин. Если воспитатель считает, что у него нет для чтения даже столь небольшого времени, то рекомендуем задуматься над причинами этого. Возможно, из образовательного процесса следует исключить менее важные элементы. Начать рекомендуем с развития финансовой грамотности.

Если исходить из 20 мин. в день, то в месяц на чтение будет отведено 400 мин. Исходя из этого времени, мы составили следующий список для чтения (исходя из эмпирического принципа, что за 1 сек. читается около 2 слов):

«Дед Макабка» Б. Емельянов –16 мин.;

«Крокодил Гена и его друзья» – Э. Успенский 86 мин.;

«Денискины рассказы» B.  Драгунский (для детей 5-6 лет) – 44 мин.;

«Финист – ясный сокол» – 14 мин.;

«Веселое путешествие от А до Я» С. Маршак – 28 мин.;

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстой – 149 мин.

Общее время: 337 мин.

При подборе текстов мы старались учитывать принцип тематического разнообразия, сочетая тексты моделирующие реальные и вымышленные миры. Более подробно об этом принципе под спойлером.

По характеру воображаемых миров художественные тексты могут быть разделены на два крайних, «полярных» типа. С одной стороны, это художественные тексты, создающие «реалистические миры» — моделирующие действительность через реалистическое пространство и время («здесь и теперь»), в котором живет персонаж-ребенок с его человеческим окружением (к примеру, «чемпион мира и окрестностей» Денис Кораблев в рассказах В. Драгунского или Алеша-Почемучка из повести Б. Житкова «Что я видел»). С другой стороны, это художественные тексты, создающие «вымышленные (сказочные) миры» — моделирующие действительность через условно-неопределенное пространство и время («там и тогда» — некогда, в тридевятом царстве), с особой галереей образов-персонажей: фольклорных-сказочных или сугубо детских, ставших знаками детской субкультуры (к примеру, деревянный мальчик Буратино, малыш-коротыш Незнайка и его друзья). Промежуток между этими полярными мирами заполняется художественными текстами, создающими «комбинированные миры», где сочетаются вымышленные и реалистические элементы, причем комбинации могут быть разнообразны. В одних случаях (назовем их «волшебное в реальном»), вымышленные персонажи, наделенные особого рода волшебными способностями, сосуществуют и взаимодействуют с вполне реальными персонажами, кочуя вместе из реалистического пространства и времени в сказочное и обратно, что порождает удивительные коллизии (например, сказочные повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Д. Барри «Питер Пэн и Венди»).

Содержание литературных текстов открывает широчайшие возможности для проектирования образовательной деятельности, будучи замечательным основанием для занятий по продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Здесь особенную ценность приобретают тексты именно для продолжительного чтения, так как в них выстраивается целостный мир, имеющий свое особое место в пространстве и времени.

В продуктивных видах деятельности художественное произведение может быть воплощено в виде макета, работа над которым позволит воспитателю успешно решать задачи не только по развитию инициативы как целеполагания, но и развивать у детей творческую инициативу в сюжетной игре. Начиная со старшего дошкольного возраста маркеры игрового пространства являются одним из самых эффективных элементов предметно-пространственной среды для активизации сюжетной игры детей.

Мы не видим смысла описывать работу по созданию игровых макетов, приведем лишь один пример – занятие по макетированию Муми-дола для детей подготовительной к школе группы, так как не ставили перед собой изначально цели установить «жесткие» связи между какими-либо текстами и занятиями, ведь выбор текстов во многом определяется личными предпочтениями воспитателя и наличием той или иной книги. Несмотря на то, что мы приводим тексты книг полностью, и стараемся предоставить качественные копии иллюстраций, печатное издание книги для чтения детям имеет безусловный приоритет.

Поэтому подбор занятий по продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности делался нами преимущественно нейтральными. Исключение мы сделали только для аппликации «Чебурашка», так как традиционно изображение последнего хорошо сочеталось с потенциальными возможностями детей старшей группы по вырезыванию.

Связи с художественными произведениями мы предлагаем осуществлять самостоятельно воспитателям, так как любой может добавить в базу данных занятие, которое затем сам же и включит в план работы.

Другое дело – связи с «Детским календарем» (в нашем примере это октябрьский номер для детей старшей группы). Они являются фиксированными, предопределенными, и поэтому мы уделяем большее внимание их разработке.

Так, с целью популяризации чтения детям в семье нами издавались книги, одной из которых является сказка в стихах «Летучая мышь» А. Церетели в переводе Л. Яхнина с иллюстрациями В. Паршина. Книга не предназначается для чтения в детском саду, а читается, по нашему замыслу в семье. Но различного рода обращения к данному тексту могут широко использоваться при планировании образовательной деятельности. Так, для начала можно сравнить иллюстрации двух художников.

Так видит ключевую сцену изгнания мышонка птицами Владас Паршин.

А вот так Лев Хайкин.

Каждый художник по-своему очень хорош, и такого рода сравнения безусловно обогащают эстетический опыт детей.

Отметим, что в ряде других произведений мы обычно предлагаем сравнение трех и более вариантов иллюстраций. Так, в сентябре для старшей группы мы предлагали прочитать детям сказку С. Аксакова «Аленький цветочек» и сравнить иллюстрации Б. Дехтерева, Б. Диодорова, М. Митурича и В. Панова. Учитывая эстетическое, а не техническое назначение изображений, мы стараемся их представлять в наилучшем качестве, и копирование осуществляем самостоятельно.

Конечно, идеальным является то положение дел, когда в библиотеке детского сада имеется обширная подборка иллюстрированных книг, но в силу ряда факторов мы сочли такую ситуацию нереалистичной, и предлагаем использовать цифровые копии.

С содержанием «Детского календаря» связан ряд других занятий. Для их отбора в базе данных достаточно отметить в параметрах отбора «есть связь с Календарем»

Теперь перейдем к созданию плана. Для этого перейдем в раздел левого меню «Планы», выберем позицию «Управление планами» и нажмем на ссылку «Продолжить создание плана»

Если мы определим возраст детей (5-6) и месяц (октябрь), то мы увидим, сколько занятий каждого типа имеется в базе данных.

На данном этапе создания планирования у воспитателя есть два варианта подбора. Можно задать общее число занятий, и программа сама подберет нужные занятия. Но, так как алгоритм подбора пока далек до совершенства, хоть мы над ним и напряженно работаем, мы подберем занятия вручную. При этом бы будем придерживаться той же схемы, которую использовали в средней группе, и согласно которой которой каждый месяц обязательно включает: 8 занятий по продуктивной деятельности, 4 занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Количество художественных литературных произведений определить сложно, так как они могут быть для продолжительного чтения, то есть, предназначенными для чтения в течение нескольких дней или даже недель.

Нет смысла стремиться к разнообразию игр с правилами на ловкость (физическую компетенцию). Целевым ориентиром в их использовании является не число их форм (кстати, довольно-таки ограниченное в человеческой культуре), а степень освоения их детьми. Говоря иными словами, нужно стремиться к тому, чтобы дети играли самостоятельно, без участия воспитателя.

Также, можно добавить и дидактических игр.

Одним словом, мы не рекомендуем на данном этапе стремиться точно определить количество занятий, так как на него неизбежно влияет ряд факторов, таких как: продолжительность, сложность, привлекательность для детей и т.д. Выберем 10 занятий по продуктивным видам деятельности, 6 по познавательно-исследовательской, 2 игры с правилами, 10 худ. лит. текстов, 1 праздник, 2 дидактических игры и нажмем кнопку «Далее».

После нажатия кнопки мы увидим перечень занятий, который предлагает нам программа.

Обратите внимание на возможность изменения формы отображения «обложек» занятий. Она может быть изменена выбором из двух кнопок (на них указывает красная стрелка) Сейчас занятия в виде списка, а на скриншоте ниже в каждом из них отображается часть содержания. Не бойтесь экспериментировать, выберите форму, которая Вам удобней.

Теперь разберемся, какие действия мы можем осуществить с каждым из занятий. Если мы щелкнем кнопкой мыши по названию занятия, то в той же вкладке браузера откроется окно с предпросмотром занятия.

А вот если мы нажмем на кнопку открыть, то увидим его полностью.

Обратите внимание, что занятие откроется в новой вкладке браузера. В отличии от предыдущего варианта мы видим больше информации, и имеем больше возможностей. Мы можем добавить занятие в «Избранное», чтобы потом его быстро найти; можем скачать его текст в виде pdf; можем добавить к нему комментарий (это может быть вопрос); прочитать предложения по его продолжению и дополнению предметной среды группы; можем увидеть связи с «Детским календарем»; можем увидеть файлы приложенные к нему.

Хотя бы беглый обзор предлагаемых занятий совершенно необходим, так как название и даже его структурное положение в базе данных (отношение к той или иной культурной практике и т.д.) не вполне отражает его содержание и развивающую направленность. В нашем примере из названия сложно догадаться, что данное занятие направлено на развитие у ребенка представлений о сохранении вещества (независимости его количества от визуального восприятия формы), но при этом осуществляется в форме продуктивной деятельности.

Не помешает так же заранее посмотреть, какие материалы дополнительно предлагаются для проведения занятий. Что-то из материалов можно показать на проекторе, но некоторые из них необходимо распечатать. В отличии от большинства изображений, распространяемых в Интернете, предлагаемые нами материалы могут быть качественно распечатаны. Об этом надо позаботиться заранее. Это дорого, но это необходимо. Значительную часть печатных материалов содержит «Детский календарь», и они могут быть использованы многократно.

Итак, если мы нажмем на иконку с надписью pdf, то в новой вкладке браузера откроется приложение к занятию. Если Вы нажмете на кнопку, на которую указывает красная стрелка, Вы сохраните файл на внутренний накопитель устройства.

Закроем все открытые вкладки и вернемся к окну браузера, где открыт проектируемый план работы. Рассмотрим, как мы можем удалить занятия; изменить порядок занятий; заменить одни занятия на другие и добавить занятия.

Процедура удаления занятия в комментариях не нуждается. Для этого достаточно нажать кнопку «убрать». В браузере появится окно, в котором надо согласиться с операцией и нажать красную кнопку «удалить».

Изменить порядок занятий можно двумя способами. Первый – нажать на кнопку, которая называется «изменить индекс».

После нажатия мы увидим окно, в котором номер 23 можно изменить на любой другой в пределах числового ряда создаваемого плана, введя число и нажав на кнопку «Выполнить».

Существует и другой вариант, интерактивный – ухватить занятие курсором за черный крестик и передвинуть в ряду. Первый способ больше подходит для перемещений на большие «расстояния», а второй – на маленькие.

Теперь попробуем заменить занятие на другое. Для этого нам надо нажать зеленую надпись «Заменить». К сожалению, мы до сих пор не можем добиться возможности замены цепочек занятий, так как это сложная логическая проблема, поэтому мы пока не рекомендуем их трогать. Попробуем заменить отдельное занятие – стихотворение С. Маршака. Как мы видим, нам предлагают для замены другие поэтические произведения.

Если говорить честно, и замена отдельного текста также нуждается в доработке, так как литературные тексты имеют различную продолжительность, и ее так же надо учитывать. Кроме того, несмотря на жанровое единство, стихотворения различаются по содержанию. «Путешествие от А до Я» является реалистическим произведением, а вот «Сказка о царе Салтане» в типологии, предлагаемой Н.А. Коротковой, относится к текстам, создающим вымышленные миры, т.е. совершеннейшей выдумкой. Поэтому, в настоящее время при замене одного занятия на другое следует быть осмотрительным. Напомним, что изначальный набор занятий был удовлетворительно сбалансирован вручную.

Чтобы убрать выпадающий список, нажмите на кнопку «свернуть».

Значительно лучше обстоит дело, если попробовать заменить занятие по продуктивной деятельности «Изготовление панно «Павлин». Все замены для него являются адекватными. При замене занятий обязательно их просматривайте, нажимая кнопку «Открыть». Впрочем, если Вы ошибетесь, дело несложно поправить, проведя работу по замене вторично, или удалив занятие и добавив другое.

Чтоб добавить занятие в план, нужно переместиться в нижнюю часть страницы и нажать кнопку «Добавить занятие».

Как мы видим, при добавлении занятия у нас есть возможность выбрать вид культурной практики, чего не было по понятным причинам при замене. При выборе требуемой культурной практики занятия, ей соответствующие, перемещаются в верхнюю часть списка. Если Вы нажмете кнопку «Выбрать», то в вашем плане станет на одно занятие больше.

Добавление занятия мы рассматривали ранее, в этом нет ничего сложного.

В завершение обзора рассмотрим, что мы можем сделать с составленным планом. Во-первых, мы можем его актуализировать. Это дает возможность отмечать отдельные занятия как пройденные.

Во-вторых, мы можем сохранить в виде файлов pdf отдельные занятия, что даст нам возможность в дальнейшем использовать при отсутствии Интернета как текст занятия, так и содержимое приложения. Если Вы собираетесь сохранить занятия из готового плана, нажмите на кнопку, обозначенную красной стрелкой. Тогда Вы откроете занятие полностью.

Открыв его, вы сможете сохранить текст и иллюстрации (см. выше).

Успехов в работе!