Комплексная программа "Миры детства: конструирование возможностей"


Комплексная программа "Миры детства: конструирование возможностей" была создана в 2013 году, вскоре после публикации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Ответственным редактором программы является Доронова Татьяна Николаевна (ранее: "Радуга", "Из детства в отрочество", "Дошкольная группа"). Принципиальные отличия программы "Миры детства: конструирование возможностей" от остальных комплексных программ дошкольного образования заключаются в следующем:

1. Образовательный процесс в дошкольном детстве подразумевает вариативность.

Зачем нужна вариативность?

Во-первых, нет нужды доказывать, что все дети разные.

Во-вторых, данная идея является системообразующей для "Закона об образовании РФ" и Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, что делает ее обязательной для исполнения и необязательной для обсуждения.

 

Как обстоит дело с реализацией идеи вариативности в комплексных программах дошкольного образования?

Никак. Подавляющее большинство программ дополняется так называемым "предметно-методическим комплектом", в котором содержится строгая последовательность занятий для каждой возрастной группы. То есть, авторы считают, что различия между детьми определяются только их возрастом. Поэтому, все программы, кроме "Миров детства..." соответствуют Федеральному государственному стандарту дошкольного образования только на бумаге.

Почему вариативность реализуется только в программе "Миры детства: конструирование возможностей"?

Это достигается за счет того, что в программе используется не общепринятая типология образовательных областей, а альтернативная ей типология культурных практик (игра, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы), взятая авторами из работ Н.А. Коротковой. Авторы остальных программ недооценили важность правильно выбранной типологии. 

Как достигается вариативность в реальной практике педагогов, работающих по "Мирам детства..."?

Так как воспитатель оперирует в своей работе не абстрактными "образовательными областями" (например, социально-коммуникативным развитием), а вполне реальными практиками (например, сюжетной игрой детей), у него появляются нормативные критерии развития ребенка. Он определяет уровень развития сюжетной игры у каждого ребенка, и на основании индивидуальных показателей составляет так называемый "психологический портрет" группы. Если на основании "психологического портрета" становится ясным, что уровень сюжетной игры низок, то воспитатель, чтобы повысить его, больше играет с детьми и модернизирует предметно-пространственную среду группы в данном направлении.

Что мне еще почитать об этом?

Более подробно с данным вопросом можно ознакомиться в работах Н.А. Коротковой:

Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду

Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду

 

Для фиксации уровня развития детей опять надо заполнить кипу документации?

Вовсе нет. Все делается в электронном виде, используя смартфон или персональный компьютер. Воспитатель три раза в год отмечает уровни четырех уровней инициативы (проявления субъектности) каждого из детей. "Психологический портрет" группы создается и оформляется для распечатки автоматически. Это занимает совсем немного времени, и воспитатель может быть уверен в сохранности всех данных.

А где взять занятия для работы с детьми? Вы же не имеете УМК, как в других программах?

Занятия хранятся на сайте в электронном виде. Каждый воспитатель может подобрать занятия по продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с "психологическим портретом" группы и собственными предпочтениями. А может поделиться своими успешными занятиями, добавив их на сайт, став, тем самым автором. Занятия можно не только скачивать и добавлять занятия, но и принимать участие в обсуждении имеющихся, выбирать лучшие, делиться и пользоваться опытом коллег.

Если программа "Миры детства: конструирование возможностей" такая хорошая, то почему ее использует так мало детских садов?

Именно потому, что она слишком современна, она обогнала время, и не соответствует общепринятым представлениям о дошкольном образовании. Как работать по программе "Миры детства..." не учат в колледжах, институтах и университетах. Поэтому, начальный этап работы является очень сложным. Но, каждый из работающих по программе имеет возможность пообщаться лично с ее разработчиками, которые помогут разобраться в сложных моментах.

Кто работает по программе "Миры детства: конструирование возможностей"?

Самые лучшие детские сады, а в них – самые лучшие воспитатели. Воспитатели наших детских садов занимают призовые места на различных конкурсах.

Если я захочу работать по программе "Миры детства.." у меня точно не будет неприятностей? Как к ней относится Министерство просвещения РФ?

Программа "Миры детства..." соответствующим образом рецензирована, и ничем не отличается по своему статусу от других программ. Министерство просвещения знает о нашей программе, и отличает ее от всех остальных. Так, в 2019 году по заказу Министерства просвещения был осуществлен проект «Разработка инструментария оценки качества дошкольного образования» (Номер открытого Конкурса: 2019-0.0-04-Z45-РО-13, Идентификационный код закупки: 191770741808177070100100240018521244), основанный на работах Н.А. Коротковой и  аналогичный используемому в программе (определение типов инициативы).

 

2. Образовательный процесс должен осуществляться не только в детском саду, но и семье.

Зачем это нужно? Опытный педагог и сам отлично справляется с образованием детей.

Не справляется. Это невозможно в принципе, когда на одного взрослого приходится 20, 30 и даже 40 детей. И, если каждый взрослый потратит на своего ребенка хотя бы 10 минут времени каждый день, это даст для ребенка не меньше, а может быть, и больше, чем сможет дать ему самый лучший воспитатель.

Родители очень заняты, как им найти время для своих детей.

Дело не в количестве потраченного времени, а в том, как и на что оно потрачено. Нами был разработан специальный дидактический материал "Детский календарь", который позволяет потратить каждую минуту, проведенную родителями для своих детей с максимальной пользой.

Чем отличается "Детский календарь" от других дидактических материалов?

Буквально всем. Это синтетический материал, в отличии от привычных альбомов для раскрашивания или материалов для развития познавательной сферы ребенка. Но, основным его достоинством является то, что он неразрывно связан с образовательным процессом, происходящем в детском саду. Родители начинают что-либо делать с ребенком, и начатое дело продолжается в детском саду. 

Что дает связь занятий в семье и в детском саду?

Это делает работу как родителей, так и воспитателей более энергичной, целенаправленной и результативной. Представьте, что в детском саду запланировано занятие по раскрашиванию бумажных птичек, вырезанных в семье, а у Вашего сына или дочери нет такой птички. Конечно, воспитатели что-нибудь придумают, но это все равно неприятно. Или, напротив, все дети принесли птичек, а организовать их раскрашивание должным образом не получилось. Тоже неприятно, но уже воспитателю. 

Получается, что "Детский календарь" должен быть у каждого ребенка?

Да, у каждого ребенка группы, или, во всяком случае, у большинства детей.

Это, наверное, очень дорого?

Нет, мы сделали все возможное, чтобы "Детский календарь" был доступен каждому. Не будем учитывать то, что "Детский календарь" является инновационным и малотиражным материалом, и, следовательно, имеет более высокую себестоимость. Сравним годовой комплект "Детского календаря" (8 номеров) с годовым комплектом "Школы семи гномов" (12 книг), беря в расчет только стоимость бумаги и количество страниц годового комплекта. Итак, "Детский календарь" весит 3200 г и в нем 496 стр., а "Школа семи гномов" 1560 г. и в нем 180 стр. При этом, комплект "Детского календаря" стоит 2520 руб, а комплект "Школы семи гномов" 1199 руб. 

Есть ли скидки?

Да, конечно. Так как предполагается, что календари приобретаются на группу, то у нас существует гибкая система скидок, с которой можно ознакомиться в нашем магазине (прайс-лист). Так же мы предлагаем бесплатный календарь для педагога, при условии, что по "Детскому календарю" занимается большая часть группы. Помимо этого особые условия предоставляются многодетным семьям. При приобретении календарей на группу доставка осуществляется бесплатно.

Скачать документ в формате PDF