3-4 года Алгоритм "Чтение художественной литературы"

Комментарии:

Алгоритм реализации воспитателями раздела Программы «Чтение художественной литературы»

Регулярное чтение художественных произведений в детском саду и в семье выполняют большую роль в развитии ребенка. Кроме того, содержание художественных произведений является одним из факторов, придающим образовательному процессу целостность. Сюжеты художественных произведений, прочитанных детям являются неисчерпаемым источником сюжетов игр, содержания занятий по продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской и музыкальных занятий.

Взрослые должны приложить максимум усилий для того, чтобы чтение в детском саду стало регулярным. Наиболее удобным для чтения детям является время после первого завтрака. Уже во время завтрака взрослый должен настраивать детей на то, что вскоре они будут слушать книгу. Тем, кто справился с завтраком быстрее остальных, он советует переставить свои стульчики поближе к книжному уголку, и посмотреть имеющиеся там книги.

После того, как все дети закончат завтракать, и будут готовы слушать книгу, воспитатель ещё раз особо подчёркивает значение того важного дела, которым были заняты дети в ожидании других. Затем воспитатель показывает детям книгу и в словесной или какой-то другой форме заинтересовывает предложением послушать чтение. Это может быть обращение к детям со словами одобрения и похвалы их действий, связанных с образовательной деятельностью: «Какой Данечка! Как он меня вежливо попросил сказку почитать! А какая Оленька молодец! Не просто книжечку взяла, а осторожно взяла, чтобы странички не помять!» и т.д.

Если по какой-то причине кто-то из детей в категорической форме отказывается от слушания чтения вместе со всеми,  а занимается какими-либо собственными делами, и не производит лишнего шума, то не следует его принуждать. Как показывает практика, он присоединится к остальным слушателям позже. Не беда, если он заинтересуется чтением даже через несколько дней.

В случае, если ребенок чрезмерно активен и мешает остальным детям, следует посадить его рядом с собой, или попросить о помощи помощника воспитателя.

 Для того, чтобы начать читать детям младшего дошкольного возраста, воспитателю требуется заинтересовать детей. Например, это может быть обращение к автору произведения. Оно может звучать так: «Какую сказку для детей сочинил замечательный детский писатель Корней Чуковский! Вы, ребятки, только послушайте!». Также можно в сокращенной форме упомянуть наиболее животрепещущие события из книги, которые могут вызвать интерес у детей.

Во время чтения воспитатель должен также эмоционально подбадривать детей. Если кто-то из детей отвлёкся от слушания чтения, воспитатель может по ходу чтения обратиться к этому ребёнку с вопросом, например, «Володя, а ты смог бы помочь Жихарке?», или просто назвать ребёнка по имени как бы в целях авторской индивидуальной адресованности лично ему художественного текста: «Ты представь, Алёша, котик-братик ушёл на охоту, а петушок один дома остался!»

Воспитатель должен не менее ответственно подойти к завершению чтения. Например, по окончании чтения  может предложить детям самостоятельно рассмотреть книжки или использовать ролевые атрибуты для сюжетной игры.

В течении дня не составит труда найти и другие подходящие моменты для чтения. Это может быть время, когда помощник воспитателя сервирует стол, или когда дети готовятся ко сну.

Для подбора художественных произведений для чтения воспитатель должен хорошо ориентироваться в имеющемся многообразии. Поэтому работу по составлению плана по чтению художественной литературы следует начать с просмотра прилагаемой хрестоматии. Возможно, многие из произведений имеются у вас в печатном виде и с иллюстрациями.

При подборе конкретных художественных произведений следует по мере возможности чередовать различные художественные формы: поэзия – проза; фольклор – авторские произведения.

В совместной деятельности воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста немаловажным является тот фактор риска и сопряжённых с ним трудностей, которые связаны со следующей особенностью 3-4 летних детей: они могут сосредоточено слушать чтение не более 5-10 минут. Чтобы обеспечить конструктивное взаимодействие взрослого с детьми, включающего знакомство детей с программными произведениями, воспитатель должен не только провести чтение, а ещё – заинтересовать детей последующей встречей с книгой, героями художественных произведений и т.д.

В связи с такой специфической особенностью данного возраста воспитатель должен с  полной ответственностью подойти к подбору произведений детской литературы, продумать форму знакомства детей с произведением, обеспечить возможность детей участвовать  в чтении не в качестве пассивных слушателей, а в роли героев произведения. Например, воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата». Даже незнакомые с этим произведением дети младшего дошкольного возраста, которые настроены на диалог со взрослым, смогут активно поучаствовать в совместном чтении.

Особенно эффективно использовать произведения художественной литературы, в которой художественная форма и смысловое содержание способствуют какой-то деятельности маленького ребёнка. Например, по ходу чтения первого четверостишия стихотворения З. Александровой «Мой мишка» воспитатель не только говорит и показывает детям игрушечного медвежонка, но и сочувствует другим игрушкам, которые не одеты и не накормлены. Воспитатель не только предлагает нарядить игрушки, накормить их, но может организовать с детьми игру, прочитывая поочередно последующие четверостишия. Очень важно, что  в совместной игре взрослого с детьми будут звучать слова, обращённые к детям (их заранее продумывает воспитатель), высокохудожественное произведение детской литературы, по праву вошедшее в Золотой фонд детских книг, будет не только прочитано детям (возможно, с многократным повторением), но и обыграно.

Важно уделять внимание и чтению в семье. В каждом номере дидактического материала «Детский календарь» имеются маленькие разрезные книги, которые должны быть обязательно прочитаны детям. Если ребенку явно не знакомо содержание этих книг, воспитателю необходимо мягко и тактично указать на этот факт родителям. Это может звучать следующим образом: «Мы сегодня играли в приключения Жихарки, а Миша не знает, кто это такой, и ему было скучно и неинтересно. Прочитайте, пожалуйста, ему эту сказку!».

Педагог должен регулярно обращаться к родителям с просьбой принести в группу уже использованные листы с настольно-печатными играми или развивающими заданиями из учебно-методического пособия «Детский календарь». Насыщение развивающей среды группы данными материалами позволит их использовать в течение всего дня и не только в индивидуальной работе.



Обсуждение занятия ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.