Букваринск Введение в тему "Строим город Букваринск"

К данному разделу имеется дополнительная литература, приложения и ряд иллюстраций. Их можно найти ЗДЕСЬ.

Введение

С детьми подготовительной к школе группы в течение учебного года можно реализовать проект «Строим город Букваринск». В рамках проекта организуется познавательно-исследовательская деятельность в виде составления классификационных таблиц и временных шкал /«Река времени»/, продуктивная деятельность, которая заключается в изготовлении объемных макетов, фигурок-персонажей, маркеров-символов и т.д. Изготовление игровых предметов играет большую роль для развития сюжетной игры (см. Короткова Н.А., Кириллов И.Л., 1997, Доронов С.Г., 2010).

Основой (отправной точкой) проекта является стихотворение И.Токмаковой «Букваринск», с которым все дети группы имеют возможность ознакомиться в «ДК». Также, в «ДК» печатаются заготовки для изготовления детьми объемных макетов (домиков для жителей города «Букваринска») и фигурок жителей. Каждой букве алфавита будет соответствовать дом и жители, название профессий которых начинается на эту букву. Дома отвечают общим требованиям полифункциональности и вариативности и представляют собой трехсоставные складные ширмы из картона /по принципу книжек-раскладушек/, что делает их компактными для хранения и, вместе с тем, достаточно устойчивыми. Жители – в виде фигурок для настольного театра на подставке (см. ДК за октябрь м-ц; предварительно, при необходимости, будьте готовы пояснить словесную инструкцию по изготовлению детям и, если понадобится, родителям:

«Дом сделать несложно. Для устойчивости его нужно изготовить их трех одинаковых частей, чтобы получился складной дом-ширма. Выбери, какая форма дома из предложенных больше нравится: нарисованная красным, синим или зелёным контуром, — и вырезай по нему. Полученная заготовка будет шаблоном. Положи его на плотный картон, на котором можно уместить подряд все части плотно друг к другу, и обведи карандашом. Так сделай три раза. Затем, если картон очень плотный, попроси взрослого вырезать получившийся трехсоставный дом целиком по контуру. Согни его по линиям соединения частей (см. рисунок). Затем, сделай человечков, которые будут жить в твоём домике. Выкройки для их изготовления находятся на обороте листа. Доделывать и украшать домик и его жителей для общей игры ты будешь в детском саду»).

Предлагаемые временные рамки реализации проекта – учебный год.

Основная цель работы по созданию макета города «Букваринска» — обобщить и систематизировать представления детей о профессиях, которые были получены в результате наблюдений, в семье, при чтении произведений художественной литературы, при классификации и др. Следствием упорядоченных знаний, понимания смысла той или иной профессиональной деятельности является развитие интереса и уважения детей к труду, формирование и осознание собственных интересов и предпочтений.

Профессиональная деятельность людей имеет исключительно широкие культурные контексты, и неизбежно затрагивает самые различные стороны человеческой деятельности. Таким образом, проект может быть продолжен посредством использования различных занятий взрослого с детьми, разработанных авторами Программы и самостоятельно воспитателями.

Предметный материал проекта, как это показано ниже, является полифункциональным и трансформируем, может использоваться детьми различными способами, и, вместе с тем компактен и не занимает много места.

Примерное распределение букв алфавита на учебный год:

Месяц Буквы Примечания
октябрь Введение в тему; А, Б, В  
ноябрь Г, Д, Е, Ё профессий, начинающихся с «Ё» нет. Можно соединить в одном домике «Е и Ё».
декабрь Ж, З, И, Й** На «Й» – профессии отсутствуют, для наглядности можно использовать слово «йог» – человек, выполняющий специальные упражнения йоги (последователь учения йоги); также отшельник, философ. И соединить в одном домике «И и Й».
январь К, Л, М, Н  
февраль О, П, Р, С  
март Т, У, Ф, Х  
апрель Ц, Ч, Ш, Щ  
май Ъ, Ы, Ь***, Э, Ю, Я****

Жителей для домиков «Ъ, Ы, Ь» тоже найти проблематично. Можно не делать их вообще, объяснив детям, что слов начинающихся с этих знаков не бывает, (знаки Ъ и Ь не обозначают звуков), можно сделать один общий домик, взяв за основу интересное решение, которое предложил, поэт Борис Эльшанский в своей «Азбуке профессий»:

Ъ
Секретная почта приедет,
Дойдёт, доплывёт, долетит.
Доставит до места фельдЪегерь,
Ничто не задержит в пути.

Ы
КовЫляет в речке рак,
В камЫшах стоит рЫбак.
Попросил он нас:
— Ни звука…
Может бЫть, попалась щука.

Ь
До чего ж Земля богата —
Серебро, алмазы, злато!
И старателЬ день-денЬской
СчастЬе ловит под землёй

Э, Ю и, особенно, Я немного, их тоже, при желании, можно объединить в один домик.

Специфическая, знаковая форма преподнесения материала детям решает ряд более конкретных задач познавательного характера: 
– расширение и обобщение знаний о буквах и звуках, их значении (буквы служат для записи звуков на письме; «звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем»); Специфическая, знаковая форма преподнесения материала детям решает ряд более конкретных задач познавательного характера:
– создание игровой мотивации для развития у детей интереса и желания изучать русский язык, умений подбирать слова, начинающиеся с определенного звука;
– знакомство с печатными и прописными (заглавными и строчными буквами).

По мере создания Букваринска дети узнают о различных областях человеческой деятельности, архитектуре, профессиях, общественных зданиях, создадут макет города и настольный театр одновременно. Потребуется знакомство с детской художественной литературой, энциклопедиями для детей. В процессе продуктивной деятельности (конструирование из бумаги, аппликация, рисование) можно закрепить навыки работы с ножницами, бумагой, клеем, карандашами; научить дошкольников создавать коллажи на основе различных использованных прописей, книжек-раскрасок по теме «Азбука» и др.

А главное, дети станут создателями своего мира – своего города Букваринска.

Во время этой работы можно поговорить о звуках и буквах, используя красочные плакаты и таблицы по теме, предложить детям разнообразные игровые задания: заполнять забавные прописи, подбирать слова с данным звуком, играть в «Звуковое лото», сочинять истории о жителях дома, города. Для этого пригодятся книги В. Волиной «Учимся, играя!» (раздел «Занимательное азбуковедение») и «Праздник Букваря», в которых подобран игровой и занимательный материал на каждую букву алфавита, много заданий, стихов, скороговорок. /Внимание! Книги адресованы учителям начальных классов, поэтому надо отбирать нужное и адаптировать, т.е. упрощать, сокращать и т.д., данный материал/.

Можно привлечь к данной работе и логопедов. Например, поделить улицы из домиков, которые обозначают буквами, на гласные и согласные (звонкие и глухие).

А можно создать свою книгу о жителях города Букваринска, в которую войдут придуманные детьми истории, фотографии макета и рисунки детей:

«Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ…» И. Токмакова

Итогом может стать показ небольших, придуманных ребятами сценок, самостоятельная игровая деятельность детей с настольным театром. Благодаря проведенной работе, развивающая среда в группе пополнится новым настольным театром, а на выпускном балу дети вспомнят о созданном ими городе и его жителях, прочитав в лицах стихотворение И. Токмаковой «Букваринск» и спев «Песенку-азбуку» Б.Заходера («Тридцать три родных сестрицы…»).


Связанные занятия


Обсуждение занятия ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.