Букваринск Занятие 1

  •   Анна
  •   6-7
  •   Октябрь
  • Познавательно-исследовательская деятельность
    Тип исследования

    Путешествие по реке времени

  •   Букваринск

Материалы и оборудование

Книги И. Токмаковой «Букваринск», Г.-Х. Андерсена «О том, как буря перевесила вывески» с иллюстрациями художника А.В. Кокорина (в сокращении) и др., заготовки домов и жителей, карточки с буквами, клеевые карандаши, плакат «Алфавит», коробка для хранения заготовок домиков и жителей, квалификационная таблица «Виды строительных сооружений», карта «Река времени», карточки с изображением построек, архитектурных памятников.


Предварительная работа:
В детском саду. Чтобы вызвать у детей интерес к созданию города Букваринска, можно после знакомства с книгой И. Токмаковой «Букваринск» рассмотреть иллюстрации, поговорить о названии города, о профессиях героев стихотворения и пофантазировать о том, какой это город, какие в нем могут быть дома, как понять, люди каких профессий живут или работают в этих домах. Здесь может помочь и сказка Г-Х. Андерсена «О том, как буря перевесила вывески» с красочными иллюстрациями художника А.В. Кокорина. Сказку лучше прочесть в сокращении, с учетом возрастных особенностей детей (см. приложение). А еще можно предложить ребятам придумать и нарисовать свои вывески для домов…

В семье (ДК). Изготовление заготовок-домиков, заготовок фигурок жителей города, знакомство с профессиями архитектор, библиотекарь; работа с прописями.

Ход работы.
Педагог предлагает начать строить свой город Букваринск из принесённых заготовок домиков (задание «ДК»). Дети рассматривают принесенные ими к этому дню заготовки домиков и жителей. (Для того, чтобы начать работу пораньше, можно попросить детей и родителей выполнить задание в начале месяца, а не 20 октября, как в «ДК»!).

Педагог сообщает, что город будут строить на протяжении всего учебного года и для этого предлагает распределить буквы по домикам (по принципу жребия). Заранее приготовленные карточки с буквами сложены в коробку лицевой стороной вниз. Их перемешивают, и предлагают детям вытянуть по одной карточке (на некоторых может быть по 2-3 буквы: «ЕЁ», «ИЙ», «ЬЫЬ», «ЭЮЯ»). Общее количество домиков от 26 до 29 (см. примерное распределение букв алфавита). Можно объяснить принцип распределения детям, используя плакат «Алфавит». Когда все дети получат свои буквы, каждый приклеивает карточку на свой домик (на крышу центральной части дома). Если домов не хватает (из-за количества детей), педагог заранее (можно с детьми) делает нужное количество заготовок, оставшиеся лишние домики (если детей более 29 человек), можно использовать как запасные, дополнительные: например, будет много вариантов профессий, начинающихся с букв «К», «М», «О», «П», «С» — можно предварительно сделать по 2 заготовки-карточки с данными буквами для жребия.

Педагог, используя плакат «Алфавит», просит детей сказать, с какого дома начнется строительство Букваринска? С дома «А». Поэтому он предлагает убрать пока остальные домики на хранение в специально приготовленную и красочно оформленную по теме «Букваринска» коробку (туда же можно положить заготовки человечков).

После этого можно побеседовать с детьми о том, что первым жителем будет архитектор. «Архитектор» слово греческое, от αρχός — начальник и τεκτων — строитель, буквально руководитель постройки. Это станет поводом начать разговор об этой профессии, совершить путешествие в прошлое (первый известный истории архитектор Имхотеп руководил строительством пирамиды Джосера в Египте, Африка), об архитектуре – искусстве и науке строить, проектировать здания и сооружения, комплексы, целые города… Поэтому можно называть архитектора и по-другому: «градостроитель» … Поговорить о различных по назначению зданиях (жилые дома, магазины, театры), зависимости конструкции здания от его назначения (по-разному будут выглядеть жилой дом и храм), о разнообразии пропорций, конструкций, украшающих деталей (колонны, фронтоны, башни, арки, шпили) и т.д.

Можно поработать с (1-2, по усмотрению педагога) классификационными таблицами. Рассмотреть, рассортировать и заполнить небольшими картинками колонки таблиц.

 tabl-1

Поговорить с детьми о родном городе (селе), об имеющихся в окрестностях особенных строительных сооружениях, обратить внимание на здания, мимо которых они проходят каждый день, и т. д. Как не похожи друг на друга многие старинные здания. Некоторые, редкие по красоте и устройству, называют «памятники архитектуры». Поговорить о том, какие старинные здания и сооружения есть в их родном городе (селе), в близлежащих населенных пунктах. Какие памятники архитектуры есть в разных странах.

Можно совершить:
1) «Путешествие в прошлое дома».
2) «Путешествие по карте» в виде игры «Разложите картинки с изображениями самых известных памятников архитектуры на карте мира».

Побеседовать на темы: «Из чего построен дом», «Жилища в разных природных условиях» и т.д.

Обсудить с детьми, как будет выглядеть дом архитектора из города Букваринска.

Что можно прочитать детям об истории жилища:
«Рассказы о том, что тебя окружает» М. Ильина и Е. Сегал.
Л. Яхнин «Сколько братьев у нашего дома».

Ссылка на приложения для Букваринска: https://yadi.sk/d/uvL6Tpm43XDrZ8


Комментарии

Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, так, чтобы вне занятий к ним легко было подойти (рассмотреть, поработать). При этом они должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований». Заполненные классификационные таблицы имеет смысл подшивать в большую папку и держать ее в доступном для детей месте.


Обсуждение занятия ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.