Букваринск Занятие 3. Буквы А, Б, В.

  •   Анна
  •   6-7
  •   Октябрь
  • Продуктивная деятельность
    Культурно-смысловой контекст

    Предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности

    Тип представленности цели

    Работа по словесному описанию цели-условия

    Тип материала

    Отсутствует

  •   Букваринск

Материалы и оборудование

заготовка дома «А», ножницы, клей, гуашь, наборы цветной бумаги другие материалы для изготовления дома по инициативе детей. Книги И. Токмаковой «Букваринск», Г.-Х. Андерсена «О том, как буря перевесила вывески» с иллюстрациями художника А.В. Кокорина.и др.


Ход работы.

Оформление дома «А». Обсудив с детьми, кто будет жить в доме «А», нужно придумать и оформить каждый из трех секторов дома в соответствии с профессией жителя, а иногда и местом его работы, название которой начинается с «А». В центре, на крыше уже наклеена буква «А» (ее печатный вариант), а вместо адреса можно поместить образец обозначения буквы на письме (заглавная и строчная – можно взять из детских прописей).

Возможный вариант для продолжения работы:

Воспитатель рассказывает детям: «На улице много домов, у каждого дома свой номер. Как сказать, обозначить одним словом название улицы и номер дома, в котором ты живешь? Адрес. Зачем нужно знать свой адрес? (Чтобы не потеряться, получать письма, чтобы гости знали куда приходить на праздник, чтобы можно было, в случае необходимости, вызвать скорую помощь…) А вы знаете свой домашний адрес? У человека есть имя, и у каждого дома тоже есть имя – это его номер. В городе Букваринске, который мы начали строить, вместо номеров на домах написаны буквы, потренируйтесь в их написании, чтобы потом правильно заполнить таблички на домах».

Двери и некоторые окна в доме можно вырезать с трех сторон и отогнуть. Кроме архитектора в первом доме может поселиться, например, аптекарь. Жителей дома дооформить из фигурок, которые дети сделали по заданию «ДК»: раскрасить и дополнить профессиональной формой, спецодеждой или орудиями труда в соответствии с их профессией.

На одной части дома можно, например, приклеить вывеску «Аптека», а на крыше – аиста у гнезда…

А далее проводится аналогичная работа по домам «Б» и «В».

 Дом – «Б»

Воспитатель интересует у детей, кто, по их мнению может жить в доме «Б». В случае необходимости дает необходимые пояснения. Примерный перечень профессий приведен ниже. При объяснении сути некоторых профессий следует акцентировать внимание детей на классификационной категории «современные – устаревшие».

 Профессии на «Б»:

Современные:
Банкир, библиотекарь, биолог, бортинженер, бортпроводник, ботаник, боцман, бочар, булочник, бульдозерист, бухгалтер и т.д. Предложить детям рассказать о знакомых им профессиях (возможно, кто-то из членов семьи имеет профессию, название которой начинается с «Б» и т.д.).

Устаревшие профессии:
Бондарь – изготавливает деревянные бочки. Позднее бочки стали делать из металла и пластмассы. Но иногда используют и деревянные.

Бакенщик – раньше на бакенах (плавучих знаках на реке) стояли фонари, перед наступлением ночи их зажигали вручную, чтобы суда не сели на мель в темноте, а утром – тушили.

После ознакомления детей с содержанием профессиональной деятельности людей взрослый предлагает Работа с людьмизаполнить детям классификационные таблицы. При подготовке пространства для таблиц следует учесть, что оно будет заполняться и на последующих занятиях.

Классификация профессий по временной шкале (№1):

профессии, которые были в старину, но стали невостребованными профессии, которые были в старину и есть сейчас профессии, которые есть сейчас, но их не было в старину
     


Классификация профессий по содержанию деятельности (№2)

Работа с техникой и неживой природой Работа с живой природой Работа с людьми
     

Обсудить и выбрать, кто будет жить в доме «Б» (не более 3-х, т.к. дома трехсоставные). Оформление дома «Б»: придумать как, и оформить каждый из трех секторов дома в соответствии с профессией жителя, а иногда и местом его работы, название которой начинается с «Б». Жителей дома дооформить из фигурок, которые дети сделали по заданию ДК.

Дом – «В»

-Кто может жить в доме «В»?

Предложить детям назвать профессии, начинающиеся с «В» (педагог добавляет неназванные, используя примерный словарь профессий, дает необходимые пояснения). Предложить детям рассказать о знакомых им профессиях (возможно, кто-то из членов семьи имеет профессию, название которой начинается с «В» и т.д.).

Примерный словарь профессий

В – вагоновожатый, вахтёр, верстальщик, ветеринар, водитель, водолаз, воздухоплаватель, вокалист, воспитатель, врач, вязальщица, вышивальщица и т.д.

Устаревшие профессии:

Водоно́с (также водово́з, продаве́ц воды́) – профессия, существовавшая до появления централизованного водоснабжения. Водонос набирал воду в источнике (реке, колодце, из водокачки и т. п.) и разносил или развозил ёмкости с водой по домам. После строительства водопровода профессия водоноса становится ненужной и исчезает.

Заполнение классификационных таблиц.

Классификация профессий по временной шкале (№1):

профессии, которые были в старину, но стали невостребованными профессии, которые были в старину и есть сейчас профессии, которые есть сейчас, но их не было в старину
     


Классификация профессий по содержанию деятельности (№2)

Работа с техникой и неживой природой Работа с живой природой Работа с людьми
     

Обсудить и выбрать, кто будет жить в доме «В» (не более 3-х, т.к. дома трехсоставные). Оформление дома «В»: придумать как, и оформить каждый из трех секторов дома в соответствии с профессией жителя, а иногда и местом его работы, название которой начинается с «В». Жителей дома дооформить из фигурок, которые дети сделали по заданию ДК.

Приложение

О том, как буря перевесила вывески. Ганс Христиан Андерсен.
Перевод Анны и Петра Ганзен (сокращение Митрохиной А.В.)

В старину, когда дедушка был еще совсем маленьким мальчиком и разгуливал в красных штанишках, красной курточке с кушаком и шапочке с пером — а надо вам сказать, что тогда детей именно так и одевали, ежели хотели их нарядить, — так вот, в те далекие, далекие времена все было совершенно иначе, чем теперь.
Ведь какие, бывало, торжества устраивались на улицах! Нам с вами таких уже не видать: их давным-давно упразднили, они, видите ли, вышли из моды. Но до чего же занятно теперь послушать дедушкины рассказы об этом, вы и представить себе не можете!
Что это было за великолепие, когда, скажем, сапожники меняли помещение цеха и переносили на новое место цеховую вывеску. Во главе процессии величественно колыхалось шелковое знамя с изображением большого сапога и двуглавого орла. Младшие подмастерья торжественно несли заздравный кубок и большой ларец, а на рукавах у них развевались по ветру красные и белые ленты. Старшие подмастерья держали в руках обнаженные шпаги с насаженными на острия лимонами. Музыка гремела так, что небо сотрясалось, и самым замечательным инструментом в оркестре была «птица» — так называл дедушка длинный шест, увенчанный полумесяцем и обвешанный всевозможными колокольчиками и бубенчиками, — настоящая турецкая музыка! Шест поднимали и раскачивали из стороны в сторону, колокольчики звенели и бренчали, а в глазах просто рябило от золота, серебра и меди, сверкавших на солнце.
Впереди всех бежал арлекин в костюме из разноцветных лоскутков; лицо у него было вымазано сажей, а колпак украшен бубенчиками — ни дать ни взять лошадь, запряженная в сани! Он размахивал палкой направо и налево, но это была палка-хлопушка: она только громко хлопала и пугала людей, а вреда от нее никому не было. Люди толпились и толкались, стараясь протиснуться одни — вперед, другие — назад; мальчишки и девчонки спотыкались и летели прямо в канаву, а пожилые кумушки отчаянно работали локтями, сердито озирались по сторонам и бранились. Всюду слышались говор и смех. Люди стояли на лестницах, высовывались из окон, а иные даже забирались на крышу. (…)
До чего хорошо рассказывал наш дедушка, просто заслушаешься! Ведь еще маленьким мальчиком он все это видел своими глазами. Старший цеховой подмастерье всегда залезал на помост, построенный под самой вывеской, и говорил речь — да не как-нибудь, а в стихах, словно по вдохновенью. (…) Народ встречал эту речь криками «ура». Но еще громче кричали «ура» арлекину, когда он тоже вылезал на помост и передразнивал оратора. (…) Да, вот это было веселье так веселье! А вывеска, вся в цветах и зелени, красовалась на новом месте.
— Такого праздника не забудешь, хоть до ста лет живи! — говорил дедушка.
Да он и вправду ничего не забыл, хотя каких только не перевидал празднеств и торжеств на своем веку. Много кое-чего мог он порассказать, но забавнее всего рассказывал о том, как в одном большом городе переносили вывески.
Дедушка был еще совсем маленьким, когда приехал с родителями в этот город, самый большой в стране. На улицах было полным-полно народа, и дедушка даже подумал, что здесь тоже будут торжественно переносить вывески, которых, к слову сказать, здесь оказалось великое множество, — сотни комнат можно было бы заполнить этими картинками, если бы их вешали не снаружи, а внутри дома. На вывеске портного было изображено разное платье, и если бы он захотел, то мог бы даже перекроить самого неказистого человека в самого красивого. (…) Были тут вывески с маслом и селедками (…), а сколько всюду висело объявлений и афиш — видимо-невидимо! Ходи себе целый день взад и вперед по улицам да любуйся сколько душе угодно — ведь картинки. А заодно узнаешь и что за люди живут на улице — ведь они сами вывесили свои вывески.
— К тому же, — говорил дедушка, — когда ты попал в большой город, полезно и поучительно знать, что кроется за толстыми каменными стенами домов.
И надо же было, чтобы вся эта кутерьма с вывесками приключилась как раз в тот день, когда в город приехал дедушка. Он сам рассказывал об этом, и очень складно, хоть мама и уверяла, что он морочит мне голову. Нет, на этот раз дедушка говорил всерьез.
В первую же ночь, когда он приехал в город, здесь разыгралась страшная буря, до того страшная, что такой ни в газетах никогда не описывали, ни старожилы не помнили. Ветер срывал черепицу с крыш, трещали и валились старые заборы, а одна тачка вдруг взяла да и покатилась по улице, чтобы убежать от бури. А буря бушевала все сильнее и сильнее, ветер дико завывал, ревел и стучал в ставни, стены и крыши. Вода в каналах вышла из берегов и теперь просто не знала, куда ей деваться. Буря неслась над городом, ломала и уносила трубы. (…)
Перед домом почтенного брандмайора, который прибывал на пожар, когда от строения оставались только головешки, стояла караульная будка. Так вот, буря почему-то захотела лишить его этого скромного символа пожарной доблести и, опрокинув будку, с грохотом покатила ее по улице. Как ни странно, будка остановилась перед домом бедного плотника, того самого, который во время последнего пожара вынес из огня трех человек, — да так и осталась там стоять, но, конечно, без всякого умысла.
Вывеску цирюльника — большой медный таз — ветер забросил на подоконник дома советника юстиции. Вот это было сделано уж явно с целью, поговаривали соседи, ибо все-все, даже самые близкие приятельницы его жены, называли госпожу советницу «бритвой». Она была такая умная, такая умная, что знала о людях куда больше, чем они сами о себе знали.
…Флюгерный петух перелетел на крышу соседнего дома, да там и остался — с каким-то злым умыслом, конечно, говорили соседи. Бочка бондаря очутилась под вывеской «Дамские моды». Меню, висевшее у входа в кухмистерскую, ветер перенес к подъезду театра, в который редко кто захаживал. Ничего себе, забавная получилась афиша: «Суп из хрена и фаршированная капуста». Публика валом повалила в театр.
Лисья шкурка с вывески скорняка повисла на шнурке колокольчика у дверей одного молодого человека, который исправно ходил в церковь, вел себя тише воды, ниже травы, стремился к истине и всем служил примером, по словам его тетки.
…Да, ну и выдалась же погода! Наутро — только подумайте! — все вывески в городе поменялись местами (…).
Каково же было жителям этого города, а особенно приезжим! Они совершенно сбились с толку и ходили как потерянные. Да иначе и быть не могло: ведь они привыкли искать дорогу по вывескам! Например, кто-нибудь хотел попасть на заседание деятелей, обсуждающих важнейшие государственные вопросы, а попадал в школу к мальчишкам, которые изо всех сил старались перекричать друг друга и только что не ходили на головах.
…Теперь подобных бурь больше не бывает: такую только дедушке довелось повидать, и то тогда он был еще мальчишкой. Да и вряд ли такая буря повторится при нас; разве что при наших внуках. А мы дадим им благой совет: «Пока буря перевешивает вывески, сидите-ка лучше дома».

Рекомендуемая литература:
И.Токмакова. Букваринск. Издательство «Малыш», 1987
В.Волина. Учимся играя. Издательство «Новая школа», 1994
В. Волина. Праздник Букваря. Игры с буквами и словами. Издательство «АСТ-Пресс», 1995 г. изд.
Г.-Х. Андерсен. О том, как буря перевесила вывески. Издательство «Малыш», 1973 г.изд.
с иллюстрациями художника А.В. Кокорина.
Родари Дж. — Чем пахнут ремесла. Какого цвета ремесла (худ.Коровин) — 1989
Родари Дж. — Чем пахнут ремесла. (худ.Кокорин) — 1987
Игорь Ильх АЗБУКА ПРОФЕССИЙ
Алфавит профессий. Маловик Галина Григорьевна.
Борис Эльшанский. «Азбука профессий».Стихи.

Ссылка на приложения для Букваринска


Документы к занятию


Обсуждение занятия ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.