Вниманию желающих начать экспериментальную деятельность по программе «Миры детства: конструирование возможностей»

Уважаемые коллеги!

Для успешной работы вам необходимо предпринять шаги, описанные ниже. Их необязательно осуществлять последовательно.

Так, для фиксации наблюдений за детьми достаточно зарегистрироваться на сайте www.miridetstva.ru и начать работу.

Сначала рекомендуется зарегистрироваться старшему воспитателю или заведующему. При регистрации верно указать город (населенный пункт) и название ДОУ.

После этого смогут зарегистрироваться воспитатели, выбрав свой ДОУ при заполнении формы регистрации. Далее на сайте можно ознакомиться с подробными инструкциями о создании групп, профиле детей и заполнению карт развития. После регистрации Вам будет доступна возможность просмотра учебных фильмов по вопросу развития уровней инициатив у детей в разделе «Сообщество/Педагоги о программе «Миры детства», создание планов занятий, ознакомление и возможность приобретения методической литературы к программе.

 Для полноценного взаимодействия с родителями достаточно приобрести “Детский календарь” и ознакомиться с разделом сайта “Занятия”. При создании планов образовательной деятельности прошу обратить внимание на связь занятий, проводимых в группах ДОУ с содержанием Детского календаря, занятия из которого осуществляют родители воспитанников дома.

Тексты, на которых основана программа «Миры детства: конструирование возможностей»

Вся перечисленная выше практическая работа должна сопровождаться чтением научно-методической литературы. В сравнении с другими комплексными программами ее совсем немного, но она требует продолжительного и вдумчивого чтения.

Это следующие книги:

  1. Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста»
  2. Н.А. Короткова «Сюжетная игра дошкольников»
  3. Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. Наблюдение за развитием детей (стр. 4-34)
  4. Материалы и оборудование для детского сада. Под редакцией Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой
  5. Комплексная программа “Миры детства: конструирование возможностей.

Все книги можно приобрести в печатном виде.  Это можно сделать в разделе “Заказы”. Для начала их можно читать в виде отдельных статей. Так, например, достаточное (но не полное) представление о наших воззрениях на сюжетную игру можно получить после прочтения следующих статей:

Н.А. Короткова Формы игры в образовательном процессе детского сада

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми четвёртого года жизни -1

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми четвёртого года жизни -2

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми пятого года жизни

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми старшего дошкольного возраста[1]

 Вторая базовая работа “Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста” представлена значительно менее полно, и без книги тут уже никак не обойтись:

Н.А. Короткова. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников

Н.А. Короткова. К проблеме организации предметной развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста

В то же время, получить представления о проблеме индивидуально-дифференцированного подхода[2] невозможно только посредством прочтения базовой работы “Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах”. Полностью понять данную проблему можно только после прочтения следующей последовательности:

Н.А. Короткова. Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду

Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов Наблюдение за развитием детей (стр. 4-34)

Н.А. Короткова. Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду

Составление краткосрочной рабочей программы[3]

Программа ориентирована на вариативный образовательный процесс, и не содержит изначально определенных планов занятий. Планирование образовательной деятельности носит ситуативный характер, и может изменяться педагогом или старшим воспитателем в зависимости от ряда обстоятельств. Поэтому, в Программе предлагается лишь общая схема составления краткосрочной рабочей программы. Наилучших результатов в планировании возможно достигнуть при использовании индивидуально-групповых «карт развития».

Подбор занятий с детьми

Для реализации различных культурных практик в Программе предлагаются разнообразные занятия. Часть из них содержательной связана с «Детским календарем». Занятия можно подобрать, воспользовавшись соответствующим разделом сайта.

Заполнение «карт развития»

Заполнение «карт развития» необходимо для реализации индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Заполнять карты развития можно вручную, на бумаге, но мы рекомендуем использовать для этого инструменты сайта.

Это более удобно, гарантирует сохранность данных и позволяет делать отчеты различного рода.

Работу по «картам развития» начинает старший воспитатель, регистрируясь на сайте.  Подробный ход работы изложен в инструкциях (инструкции есть на сайте).

Организация предметно-пространственной среды

При организации предметной среды следует руководствоваться общими принципами организации пространства и перечнем материалов и оборудования.

 

[1] Вторая часть отсутствует.

[2] В настоящее время данная проблема трактуется в контексте повышения качества образования

[3] Речь идет о плане практической деятельности.