Имя Николая Матвеевича Щелованова, члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР, известно всем, кто интересуется вопросами развития и воспитания маленьких детей.
Ученик и ближайший сотрудник академика В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованов изучает развитие высшей нервной деятельности ребенка с момента его рождения. Еще в 1924 году он обосновал преимущества онтогенетического метода исследования, и с этого времени все работы многочисленных учеников и сотрудников Н. М. Щелованова велись в онтогенетическом плане.
Многие экспериментальные работы были посвящены изучению сроков и последовательности образования условных рефлексов. Установлено, что некоторые условные рефлексы возникают у младенца на первом месяце жизни, а на втором месяце они образуются уже со всех анализаторов: слухового, зрительного, обонятельного, двигательного, кожного, вкусового.
Так, впервые в истории науки было доказано, что кора полушарий мозга начинает функционировать с первых недель жизни ребенка и что весь ход развития нервной системы младенца резко отличается от развития нервной системы животных.
Тем самым было научно обосновано принципиальное теоретическое положение о том, что и правильное воспитание необходимо осуществлять с первых недель жизни ребенка. При отсутствии внешних воздействий с самого раннего возраста начинается задержка в развитии ребенка, а при неправильных воспитательных влияниях у него образуются вредные привычки.
Н. М. Щелованов постоянно подчеркивает большое значение раннего детства в развитии человека. В первые три года жизни организм и нервно-психическая деятельность развиваются очень быстро, и тем быстрее, чем моложе ребенок. В этом возрасте формируются процессы сна и бодрствования, развивается деятельность всех воспринимающих органов — зрения, слуха, осязания и др.; организуются сложные и разнообразные движения, свойственные человеку; развиваются предметные действия, игра; формируется речь; закладываются некоторые чувства и тем самым начинает определяться эмоциональная основа личности ребенка и его характер.
Изучение процесса становления всех этих функций имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение: без знания того, как происходит нервно-психическое развитие на разных возрастных этапах, чем оно определяется и какие условия нужны, чтобы ребенок развивался своевременно, всесторонне и гармонично, невозможно и правильное его воспитание.
В руководимом проф. Н. М. Щеловановым отделе развития и воспитания Государственного научного института охраны материнства и младенчества (впоследствии Института педиатрии АМН СССР) в течение многих лет изучалось развитие бодрствования и сна. Установлены изменения, происходящие у детей в возрасте от рождения до трех лет, в суточном количестве бодрствования и сна, в длительности отдельных периодов этих состояний, а также выяснены условия, при которых может быть выработан правильный ритм в. смене бодрствования и сна. Эти работы позволили Н. М. Щелованову физиологически обосновать и установить возрастные режимы для детей раннего возраста, которые предупреждают утомление и являются необходимым условием хорошего развития.
Обоснованное Н. М. Щеловановым онтогенетическое направление в изучении высшей нервной деятельности оказалось продуктивным. Данные, полученные в результате многолетних исследований органов чувств, движений, речи и сложных форм поведения, таких, например, как игра и взаимоотношения между детьми, позволили Н. М. Щелованову и его сотрудникам разработать систему воспитания детей раннего возраста, которая впервые (в начале тридцатых годов) была опробована в стационаре клиники, а затем в типовом доме ребенка.
В то время в яслях и особенно в домах ребенка, несмотря на большие средства, отпускаемые этим учреждениям, дети значительно отставали в развитии. Сильно задерживалось развитие их движений, речи, резко страдал эмоциональный тонус, много детей находилось в состоянии гипотрофии, особенно на первом году жизни. В этих учреждениях уделялось большое внимание вскармливанию детей, гигиеническому уходу, предупреждению заболеваний, но воспитательная работа или совсем не велась, или осуществлялись лишь отдельные ее элементы, и то преимущественно со старшими детьми. Старшим детям (третьего года жизни) отводилось лучшее помещение, приобретались игрушку, их поручали наиболее жизнерадостным сестрам. Но чем моложе был возрастной состав группы, тем меньше внимания уделялось созданию условий для нервно-психического развития детей и для их бодрого деятельного состояния. Эти малыши находились в худших условиях: теснота помещений, отсутствие игрушек, персонал, не считавший нужным общаться с детьми и оказывать на них целенаправленные воспитательные воздействия. Это положение в яслях и домах ребенка объяснялось как малой разработанностью вопросов воспитания детей раннего возраста, так и господствовавшей в то время ложной теорией, наносившей вред детям. Согласно этой теории все развитие ребенка на первом году жизни обусловливается органическим созреванием центральной нервной системы и костно-мышечного аппарата и протекает вне зависимости от внешних воздействий. Практический вывод из этой теории заключается в том, что для полноценного нервно-психического развития ребенка первого года достаточно его обеспечить гигиеническим уходом и правильным питанием.
Отсутствие возрастных нормативов лишало работников детских учреждений возможности оценить ход развития ребенка. Нарастающее в течение первого года отставание в развитии детей оставалось незамеченным, и работники яслей и домов ребенка считали, что дети начинают отставать в развитии лишь на втором году жизни: ведь еще в этом возрасте они не умели ходить и не пытались говорить.
Н. М. Щелованов считает: чем ребенок младше, чем более он раним и менее самостоятелен, чем больше путь развития, который он должен пройти, тем лучшие условия надо для него создавать и тем больше внимания уделять его воспитанию. Разработанные в клинике Н. М. Щелованова показатели нервно-психического развития дали возможность учитывать и оценивать ход развития каждого ребенка первого года жизни и намечать воспитательные мероприятия, в которых он нуждается.
В результате применения разработанной в клинике Н. М. Щелованова системы воспитания удалось в течение ряда лет в типовом доме младенца вырастить здоровых, развитых детей, не отличавшихся, а по некоторым сторонам поведения даже выгодно отличавшихся от детей, воспитывающихся в хорошей семье. Этим была практически доказана правильность рекомендуемой системы воспитания и показана роль нервной системы в развитии организма младенца.
Система воспитания детей раннего возраста, разработанная Н. М. Щеловановым и его сотрудниками, была утверждена Министерством здравоохранения СССР и проводится во всех яслях и домах ребенка нашей страны. Она широко внедряется и в детские учреждения демократических стран. Книга «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях» под редакцией Н. М. Щелованова и Н. М. Акса- риной переведена на языки почти всех стран народной демократии. Полученные в клинике Н. М. Щелованова данные были использованы при составлении «Программы воспитания в детском саду».
Н. М. Щелованов — крупный ученый, разносторонне образованный человек — щедро делится своими знаниями, идеями, охотно помогает всем, кто к нему обращается.
Президиумом Верховного Совета СССР проф. Н. М. Щелованов награжден орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета».
М. КИСТЯКОВСКАЯ. доктор педагогических наук. Опубликовано в журнале "Дошкольное воспитание", №5, 1968г.