Типология текста: Статьи

М. Кистяковская. Николай Матвеевич Щелованов


Имя Николая Матвеевича Щелованова, члена-корреспондента Академии медицин­ских наук СССР, известно всем, кто интере­суется вопросами развития и воспитания маленьких детей.

Ученик и ближайший сотрудник акаде­мика В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованов изучает развитие высшей нервной деятель­ности ребенка с момента его рождения. Еще в 1924 году он обосновал преимуще­ства онтогенетического метода исследова­ния, и с этого времени все работы много­численных учеников и сотрудников Н. М. Щелованова велись в онтогенетиче­ском плане.

Многие экспериментальные работы были посвящены изучению сроков и последова­тельности образования условных рефлексов. Установлено, что некоторые условные реф­лексы возникают у младенца на первом месяце жизни, а на втором месяце они об­разуются уже со всех анализаторов: слухо­вого, зрительного, обонятельного, двига­тельного, кожного, вкусового.

Так, впервые в истории науки было до­казано, что кора полушарий мозга начина­ет функционировать с первых недель жизни ребенка и что весь ход развития нервной системы младенца резко отличается от развития нервной системы животных.

Тем самым было научно обосновано принципиальное теоретическое положение о том, что и правильное воспитание необ­ходимо осуществлять с первых недель жиз­ни ребенка. При отсутствии внешних воз­действий с самого раннего возраста начи­нается задержка в развитии ребенка, а при неправильных воспитательных влияниях у него образуются вредные привычки.

Н. М. Щелованов постоянно подчеркива­ет большое значение раннего детства в раз­витии человека. В первые три года жизни организм и нервно-психическая деятель­ность развиваются очень быстро, и тем бы­стрее, чем моложе ребенок. В этом возра­сте формируются процессы сна и бодрство­вания, развивается деятельность всех вос­принимающих органов — зрения, слуха, осязания и др.; организуются сложные и разнообразные движения, свойственные че­ловеку; развиваются предметные действия, игра; формируется речь; закладываются некоторые чувства и тем самым начинает определяться эмоциональная основа лич­ности ребенка и его характер.

Изучение процесса становления всех этих функций имеет не только большое теорети­ческое, но и практическое значение: без знания того, как происходит нервно-психи­ческое развитие на разных возрастных эта­пах, чем оно определяется и какие условия нужны, чтобы ребенок развивался своевре­менно, всесторонне и гармонично, невоз­можно и правильное его воспитание.

В руководимом проф. Н. М. Щеловановым отделе развития и воспитания Госу­дарственного научного института охраны материнства и младенчества (впоследствии Института педиатрии АМН СССР) в тече­ние многих лет изучалось развитие бодрст­вования и сна. Установлены изменения, происходящие у детей в возрасте от рож­дения до трех лет, в суточном количестве бодрствования и сна, в длительности от­дельных периодов этих состояний, а также выяснены условия, при которых может быть выработан правильный ритм в. смене бодр­ствования и сна. Эти работы позволили Н. М. Щелованову физиологически обосно­вать и установить возрастные режимы для детей раннего возраста, которые предуп­реждают утомление и являются необходи­мым условием хорошего развития.

Обоснованное Н. М. Щеловановым онто­генетическое направление в изучении высшей нервной деятельности оказалось про­дуктивным. Данные, полученные в резуль­тате многолетних исследований органов чувств, движений, речи и сложных форм поведения, таких, например, как игра и взаимоотношения между детьми, позволили Н. М. Щелованову и его сотрудникам раз­работать систему воспитания детей ранне­го возраста, которая впервые (в начале тридцатых годов) была опробована в ста­ционаре клиники, а затем в типовом доме ребенка.

В то время в яслях и особенно в домах ребенка, несмотря на большие средства, от­пускаемые этим учреждениям, дети значи­тельно отставали в развитии. Сильно за­держивалось развитие их движений, речи, резко страдал эмоциональный тонус, много детей находилось в состоянии гипотрофии, особенно на первом году жизни. В этих уч­реждениях уделялось большое внимание вскармливанию детей, гигиеническому ухо­ду, предупреждению заболеваний, но вос­питательная работа или совсем не велась, или осуществлялись лишь отдельные ее эле­менты, и то преимущественно со старшими детьми. Старшим детям (третьего года жизни) отводилось лучшее помещение, приобретались игрушку, их поручали наи­более жизнерадостным сестрам. Но чем моложе был возрастной состав группы, тем меньше внимания уделялось созданию ус­ловий для нервно-психического развития детей и для их бодрого деятельного состоя­ния. Эти малыши находились в худших ус­ловиях: теснота помещений, отсутствие иг­рушек, персонал, не считавший нужным об­щаться с детьми и оказывать на них целенаправленные воспитательные воз­действия. Это положение в яслях и домах ребенка объяснялось как ма­лой разработанностью вопросов воспитания детей раннего возраста, так и господство­вавшей в то время ложной теорией, нано­сившей вред детям. Согласно этой теории все развитие ребенка на первом году жизни обусловливается органическим созреванием центральной нервной системы и костно-мы­шечного аппарата и протекает вне зависи­мости от внешних воздействий. Практиче­ский вывод из этой теории заключается в том, что для полноценного нервно-психиче­ского развития ребенка первого года доста­точно его обеспечить гигиеническим уходом и правильным питанием.

Отсутствие возрастных нормативов лиша­ло работников детских учреждений возмож­ности оценить ход развития ребенка. Нарастающее в течение первого года отста­вание в развитии детей оставалось незаме­ченным, и работники яслей и домов ребен­ка считали, что дети начинают отставать в развитии лишь на втором году жизни: ведь еще в этом возрасте они не умели ходить и не пытались говорить.

Н. М. Щелованов считает: чем ребенок младше, чем более он раним и менее само­стоятелен, чем больше путь развития, ко­торый он должен пройти, тем лучшие усло­вия надо для него создавать и тем больше внимания уделять его воспитанию. Разра­ботанные в клинике Н. М. Щелованова по­казатели нервно-психического развития дали возможность учитывать и оценивать ход развития каждого ребенка первого года жизни и намечать воспитательные ме­роприятия, в которых он нуждается.

В результате применения разработанной в клинике Н. М. Щелованова системы вос­питания удалось в течение ряда лет в ти­повом доме младенца вырастить здоровых, развитых детей, не отличавшихся, а по не­которым сторонам поведения даже выгодно отличавшихся от детей, воспитывающихся в хорошей семье. Этим была практически доказана правильность рекомендуемой си­стемы воспитания и показана роль нервной системы в развитии организма младенца.

Система воспитания детей раннего воз­раста, разработанная Н. М. Щеловановым и его сотрудниками, была утверждена Ми­нистерством здравоохранения СССР и проводится во всех яслях и домах ребенка нашей страны. Она широко внедряется и в детские учреждения демократических стран. Книга «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях» под ре­дакцией Н. М. Щелованова и Н. М. Акса- риной переведена на языки почти всех стран народной демократии. Полученные в клинике Н. М. Щелованова данные были использованы при составлении «Програм­мы воспитания в детском саду».

Н. М. Щелованов — крупный ученый, разносторонне образованный человек — щедро делится своими знаниями, идеями, охотно помогает всем, кто к нему обраща­ется.

Президиумом Верховного Совета СССР проф. Н. М. Щелованов награжден орденом Ленина, орденами Трудового Красного Зна­мени и «Знак почета».

М. КИСТЯКОВСКАЯ. доктор педагогических наук. Опубликовано в журнале "Дошкольное воспитание", №5, 1968г.

Скачать документ в формате PDF