Вашему ребенку исполнилось пять лет. Он уже многое знает, многое умеет. А как играют дети после пяти? Может, игра ему уже не нужна и следует переходить на более серьезные занятия?
Нет, и старшие дошкольники играют. Они также нуждаются в том, чтобы взрослые время от времени поиграли с ними. Правда, при переходе ребенка из детского сада в школу игра занимает меньше места в его жизни, но все равно необходима ему для эмоционального благополучия, самовыражения и самоутверждения, наконец, для общения со сверстниками.
Как же играют дети старшего дошкольного возраста?
После пяти лет игра ребенка становится очень разнообразной по своим формам. Если в возрасте 3—5 лет преобладающей является развернутая форма сюжетно-ролевой игры (где очень много действий с игрушками, ролевой речи), то после пяти лет возникают игра-фантазирование, режиссерская игра, различного рода игры с правилами.
Изменяется характер ролевой игры. Не просто назвать себя, условно обозначить свою роль, а уподобиться образу, максимально приблизиться к нему хотя бы внешне — вот что становится очень важным. Подчас до самой игры (т. е. развернутых игровых действий) дело даже не доходит. Можно сказать, что возникает особая игра — ряженье. Девочки, решившие играть в принцесс, могут долго прилаживать себе шлейф из покрывала, примерять мамины бусы и т. п. Не чужды такой игры и мальчики, для которых могут стать притягательными предметами папина шляпа, офицерская фуражка или ремень, старые погоны и т.п., надев их, можно вообразить себя кем-то другим. Важно только, чтобы эти вещи были настоящими (а не игрушечными ролевыми атрибутами).
Игровые действия, свойственные детям более раннего возраста, могут видоизменяться у них в старшем дошкольном возрасте и несколько иным образом.
Стремление к построению нового, своего мира в игре часто выражается в форме так называемых режиссерских игр, где ребенок, не изменяя самого себя (не принимая явно игровой роли), выступает как творец, сценарист и режиссер этого мира, событий, происходящих в нем. Причем требования к предметному оформлению этого мира могут быть очень высоки. В качестве примеров можно привести игры в солдатиков, в автомобильчики у мальчиков, устройство кукольных домов у девочек. Очень часто родители могут наблюдать, как мальчики разыгрывают на столе со своими солдатиками целые баталии, передвигая пеших и конных солдат, вводя в действие военную технику. Эти действия часто вслух комментируются ребенком, имитируются звуки орудий и т. п. Дети становятся пристрастны в выборе соответствующих игрушек. Если раньше их радовала любая новая игрушка, то теперь они просят родителей купить именно ту, которая нужна для игры, недостающую. Точно так же отмечается стремление к полному оборудованию дома для маленьких кукол у девочек (расставляется кукольная мебель, подбираются соответствующие лоскутки для украшения кукольной комнаты и т. п.). Такое предметное оформление игрового мира часто оказывается и в центре совместной игры детей.
В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребенка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, изготовление недостающих предметов включается в игру и зачастую этот момент перевешивает саму игру (постройка дворца для куклы-принцессы или крепости, где будет разыгрываться сражение, становится самоценным занятием).
Воображаемый мир может строиться не только как предметно, но и как словесно оформленный. Тогда мы имеем дело с так называемой игрой-фантазированием. Здесь уже полностью исчезают игровые действия ребенка (условные действия с предметной опорой), а вся игра строится как чистая работа воображения, выявляющаяся в речевом плане. Обычно это проявляется в общении ребенка со сверстником или взрослым, которым ребенок рассказывает о воображаемых событиях, происходящих с ним самим, с персонажем, привлекающим его или созданным его воображением. Такие рассказы- повествования взрослые часто расценивают как бессмысленное вранье (особенно когда героем рассказа ребенок делает самого себя), однако это не так — это особого рода игра.
Например, шестилетний Рома, вернувшись вечером из детского сада домой, рассказывает маме такую историю: «Мы сегодня с Анной Ивановной (воспитательницей) ездили на Краевую площадь. Взяли такси и поехали. Еще трое мальчиков. Приехали и стали гулять в Кремле».
Поскольку персонажи в этой истории реальны, ее трудно отличить от описания действительных событий. Но чаще игра развертывается вокруг вымышленного персонажа. Шестилетний Илья рассказывает старшей сестре: «А знаешь, клоун. Васька (придуманный Ильей маленький человечек) собрался в поход. Натаскал себе в дом всякой еды. Смотрю, он рюкзачок собирает. Хочет пойти в поход на два дня и палатку с собой берет...»
Игры такого типа подмечены не только психологами и педагогами, но и детскими писателями. Вспомните «Фантазеров» Н. Носова, «Кондуит и Швамбранию» Л. Кассиля. Вообще, чтобы лучше понимать ребенка, родителям полезно иногда читать детские книжки.
Все это — линии развития сюжетно-ролевой игры. Однако в старшем дошкольном возрасте большое развитие получает и другой вид игры – игра с правилами. В отличие от свободной сюжетно-ролевой игры, в которой не ставится изначально конечная цель (нельзя доиграть ее до конца, она всегда может развертываться дальше, конец ее определяется лишь исчерпанностью интереса или практическим ограничением времени, отведенного для игры) и весь ход игры зависит от свободно принятого намерения ребенка, игра с правилами жестко определяет содержание действий, направленных на достижение конечной цели (результата, выигрыша), и связана с определенными ограничителями — правилами игры.
Игра с правилами включает в себя различные типы; она может быть подвижной («Салочки»), словесной («Летает — не летает»), настольной (лото, шашки). Еще одной отличительной чертой игры с правилами является то, что она носит соревновательный характер и в нее нельзя играть одному. Ребенку здесь обязательно нужны партнеры — сверстники или взрослые.
Игра с правилами не менее, чем сюжетно-ролевая, важна для развития ребенка. В ней он учится подчинять свое поведение правилам (действовать произвольно), в ней развиваются его движения, внимание, умение сосредоточиться.
Итак, игра детей старшего дошкольного возраста имеет чрезвычайно разнообразные формы. Если это так, встает вопрос: нужно ли взрослым подключаться к игре ребенка, и если нужно, то как это делать?
Оказывается, что, если предоставить ребенка самому ребе, развитие игры может идти однобоко, с отклонениями в сторону одного из ее видов. Поэтому, как и на предыдущих этапах становления игры, взрослый должен продолжать руководить развитием игры, формировать у ребенка новые способы ее построения, помогать ребенку овладевать всем арсеналом игровых форм.
Помощь взрослого дошкольнику должна осуществляться в основном в двух направлениях. Во-первых, в направлении развития фантазии, воображения в сюжетно-ролевой игре. По сути, надо научить ребенка строить игровой замысел (средствами его реализации — игровыми действиями и ролевым поведением — он уже овладел раньше). Во-вторых, в направлении развития произвольности поведения в игре с правилами (умения вести себя соответственно, правилам игры, контролировать свои действия и действия партнера).
Взрослый и для старшего дошкольника (и даже для младшего школьника) остается еще очень притягательной фигурой. Ребенок с удовольствием отвлечется от своих занятий, если взрослый выкажет желание поиграть с ним. Более того, всем известно, что дети очень любят «заманивать» взрослых в свою комнату, игровой уголок, демонстрируя им игрушки и пытаясь втянуть в игру. Обычно такое поведение ребенка рассчитано на гостей (родственников, друзей родителей, которые хоть раз обнаружили интерес к игре ребенка и готовность поиграть с ним), так как ребенок знает, что обращаться к родителям на этот счет почти безнадежно. «Не мешай Мне», «Я очень занята», «Поиграй сам, у тебя же столько игрушек», — обычные ответы родителей на заявление ребенка: «Мне скучно одному играть».
Если взрослый научит ребенка строить интересные и разнообразные игровые замыслы, сюжеты, реализация которых может осуществляться уже в самостоятельной игре (индивидуальной или со сверстниками), проблема «скуки» будет решена.
Что такое игровой замысел для ребенка? Это внутренняя программа игры, которую он намеревается реализовать. Игровой замысел, как правило, слит для ребенка с самими игровыми действиями и в его сознании выступает лишь частично — в виде темы игры («Буду играть в больницу»), игровой роли («Буду играть в космонавта»), игрового предмета, вокруг которого строится игра (в куклу, в машины). Очень часто игра ребенка настолько связана с привлекающей его ролью, привычными игрушками, что становится однообразной, стереотипной. «Играем все время в одно и то же», — частая жалоба родителей.
Задача взрослого — научить ребенка развертывать игровой замысел, показать, что играть можно по-разному, и тем самым снять трафаретные повторения сюжета. У старшего дошкольника имеется уже богатый запас знаний, представлений. Нужно научить его использовать в игре весь свой багаж.
Достичь этого можно, первоначально расшатывая, преобразуя привычные, «наигранные» сюжеты или известные ребенку сюжетные тексты.
Предложите ребенку поиграть с вами в «придумку»: «Муся, давай с тобой придумаем сказку. Ты ведь знаешь сказку «По щучьему велению»? Давай придумаем похожую, тоже про Емелю. Я начну рассказывать кусочек, а ты потом будешь продолжать. А потом опять я».
Такое придумывание новой сказки заставляет ребенка выделять сюжет (замысел) и осознавать, что он может развертываться по-разному, так как происходит постоянное сравнение нового сюжета с уже известным. К примеру, взрослый предлагает такое направление развертывания сюжета:
Пришел Емеля в лес за дровами и видит — там волк сидит с перебитой лапой и убежать не может. Емеля его связал и говорит: «Отведу тебя в деревню и в зоопарк сдам». А волк ему в ответ: «Отпусти меня, Емеля, я тебе любое желание помогу исполнить». Теперь ты дальше придумывай, Муся!
Муся резонно возражает: «Там щука была волшебная, а не волк». Здесь взрослый и должен отметить, что можно придумать по-другому: «В сказке «По щучьему веленью» было так, а у нас немного иначе».
Поначалу ребенок будет все же следовать известному ему тексту. Тогда взрослый в своем следующем «кусочке» должен ввести очередное изменение по сравнению со сказкой, взятой за основу;
— А царь этого государства очень хотел увидеть живого слона и бросил клич: «Кто привезет мне живого слона, получит полцарства!» Услышав об этом, Емеля решил отправиться в Африку за слоном. Но как туда добраться, он не знал. А дальше ты, Муся!
Наше обращение к сказочным сюжетам не случайно. Во-первых, сказка очень притягательна для ребенка своей необычностью, ярким противопоставлением добра и зла, олицетворением которых являются сказочные персонажи. А во- вторых, сказка облегчает «участь» взрослого в такой игре. Ведь не каждый взрослый может сам придумать интересную историю, увлекая за собой и ребенка. А волшебная сказка, как показал замечательный советский литературовед В. Я. Пропп, строится всегда по одной сюжетной схеме. Если немного упростить рассуждения В. Я. Проппа, то можно представить сюжет любой волшебной сказки складывающимся из следующих смысловых кусочков:
– фиксация первоначальной недостачи (нехватки какого-то предмета;
– беды, в результате которой какой-то персонаж похищен (неосуществленного желания);
– отсылка героя за недостающим объектом;
– встреча героя с дарителем волшебного средства, предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку);
– получение героем волшебного средства от дарителя;
– встреча героя с антагонистом (обладателем недостающего объекта), основное испытание героя (борьба с антагонистом);
– победа героя и получение им искомого объекта;
– возвращение героя и получение им награды.
Если подставить в эту схему конкретных персонажей и описать их действия, получится новая, придуманная вами сказка.
Взрослый, играя с ребенком в «придумку», может иметь в виду эту схему и руководствоваться ею, изменяя каждый смысловой кусочек сказки, которая была взята за основу.
Приведем схематический пример существующей сказки и ее возможной трансформации, чтобы задача взрослого стала понятнее:
Сказка «Иван-царевич и серый волк
Царь хочет получить жар-птицу и отправляет Ивана-царевича за ней.
Иван-царевич встречает серого волка, который оказывается волшебным помощником.
Иван-царевич с помощью серого волка добывает жар-птицу, обманывая ее обладателя — царя.
Иван-царевич забирает жар-птицу и возвращается домой (наградой служит попутно добытая невеста).
Возможная трансформация
Царь живет в жаркой стране и никогда не видел новогодней елки. Он отправляет за ней царевича, обещая в награду отпустить его учиться в школу.
Царевич отправляется в дорогу, но не знает, где найти елку. Он встречает старичка-лесовичка, помогает ему, за это старичок рассказывает ему, где найти елку, и дает волшебный меч, чтобы победить злого волшебника, охраняющего елку.
Царевич находит елку и побеждает злого волшебника
Царевич забирает елку и возвращается с ней домой, где получает обещанную награду.
Использование взрослым такого рода сюжетной схемы позволяет, с одной стороны, активизировать воображение ребенка, а с другой — направить его в более строгое русло, задать смысловые опоры, придающие фантазии большую логичность, связность.
При этом важно отметить, два момента. Во- первых, не нужно заранее объяснять эту схему ребенку и требовать от него придумывания по схеме. В таком случае игра превратится в учебную задачу, потеряет свои специфические характеристики свободной и необязательной деятельности. Другое дело, что ребенок по мере такой' игры интуитивно схватывает схему сказки и начинает соответствующим образом сам строить повествование. Во-вторых, надо иметь в виду, что, поскольку идет совместное придумывание, «заготовленный» взрослым заранее вариант сказки не должен и не может быть реализован полностью, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои «смысловые кусочки», развертывать в них сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка всегда будет отличаться от замысла каждого из партнеров.
По каждой сказке взрослый может придумать с ребенком 2—3 истории, каждый раз отличающиеся новизной.
После нескольких таких игр можно перейти к более сложной деятельности. Наблюдая за самостоятельной игрой ребенка, взрослый выделяет привычные, «наигранные» сюжеты, любимых персонажей, роль которых берет на себя ребенок. Дальнейшие игры в «придумку» могут строиться на расшатывании, преобразовании этих сюжетов В центре истории может быть любимый персонаж ребенка или он сам.
История может строиться и как продолжение прочитанной и понравившейся ребенку книги (к примеру: «Давай мы придумаем, что было потом с Незнайкой...»).
Более сложные формы таких игр в «придумку» (даже со школьниками) описаны в книге известного итальянского детского писателя Д. Родари «Грамматика фантазии». Родителям, которых заинтересует наша статья, советуем познакомиться с этой книжкой.
Играть в «придумку» можно не только вдвоем с ребенком, но и всей семьей — мама, папа, ребенок постарше — все могут в нее включиться, и придуманная история будет интереснее).
Кроме активизации воображения, в такой игре происходит еще очень важная вещь: ребенок начинает видеть замыслы партнеров, их отличие от его собственного замысла, ставится перед необходимостью изменить его, привести в соответствие с другими, короче, учится понимать других людей.
Когда вы начнете играть с ребенком, то обнаружите, что в своем очередном «кусочке» повествования он совершенно не учитывает ваш предыдущий фрагмент, как бы рассказывая свою сказку независимо от вас. Детям вообще свойственно исходить из представления, что их намерения (в данном случае замысел сказки) открыты для других: если они сочиняют сказку, то взрослому должно быть известно, о чем они будут рассказывать. В такие моменты очень важно продемонстрировать ребенку свое непонимание, указать ему на смысловое несоответствие: «Погоди, Муся, у нас ведь было по-другому. Мы же одну, общую сказку сочиняем, а получается, что у тебя своя, а у меня своя. Я рассказывала не так...»
Повторите снова свой фрагмент и предложите ребенку продолжить его. Может оказаться, что он мешает реализации замысла ребенка и тогда возникает реакция такого рода: «А я хочу не так. Не так было. Это неправильно!»
Не следует во всем соглашаться с ребенком и сразу изменять рассказ в угоду его намерениям. Если так действовать, он никогда не научится «слышать» другого человека, относиться к нему как к существу, имеющему собственные намерения и замыслы. Представьте себе, что вы его сверстник, и постарайтесь мягко настоять на своем, предъявите свои права на равное партнерство: «Но мы же вместе, по очереди придумываем. Это несправедливо, если будет только так, как ты хочешь».
Игра в «придумку» с ребенком занимает у взрослого немного времени — 10—20 минут в день. При этом мама может не отрываться от домашних дел (готовить ужин, гладить белье). Такая игра быстро становится очень привлекательным занятием для ребенка.
Играя с ребенком, следует иметь в виду, что детские сюжеты не имеют конца, незамкнуты. Поэтому не имеет смысла ограничивать ребенка логическим «концом» рассказа (придумывать историю «до конца»). Ребенку часто хочется продолжить ее, вовлечь любого героя в новые события и приключения. Поэтому, если он сам не изъявляет желания перейти к другой теме («Я хочу теперь другую историю придумывать»), следует просто указать на недостаток времени, необходимость заняться другим делом и перенести продолжение истории на следующий день: «Давай еще по кусочку придумаем, а что было дальше — завтра».
Вы увидите, что на следующий день ребенок будет с нетерпением ожидать этой игры; взрослому даже не надо обременять свою память, ребенок с точностью воспроизведет содержание придуманной накануне истории.
Наблюдая теперь за самостоятельной игрой ребенка, вы увидите, что она стала интереснее, разнообразнее. Сюжеты перестали быть стереотипными, трафаретными. Это повлияет на все виды сюжетно-ролевой игры, о которых шла речь в самом начале статьи (развернутые ролевые игры, режиссерские, игру-фантазирование) Более творческими станут замыслы ребенка и в других видах деятельности — рисовании, лепке, свободном конструировании.
Как мы уже указали ранее, большое место в жизни старшего дошкольника начинают занимать игры с правилами В домашних условиях взрослый должен стимулировать наряду с сюжетно-ролевой игрой и игру с -правилами, выступая в качестве партнера и «носителя правил игры.
Конечно, не обязательно играть с ребенком в подвижные игры, опыт которых он может приобрести во дворе, в детском саду. Более удобны в домашних условиях настольные игры с правилами. Это игры типа «Гусек», детское лото, домино и более сложные — шашки, шахматы. Играя с ребенком, взрослый должен объяснить ему правила (до начала игры, если она является для него новой), уточнять эти правила в ходе последующих игр, указывая на неправильные действия ребенка, т. е. давая образцы контроля за действиями партнера (что очень важно для дальнейшей игры ребенка с партнерами-сверстниками). Нужно указывать ребенку на обязательность соблюдения правил игры. Дети имеют тенденцию замечать нарушение правил со стороны партнера и не обращать внимания на неправильность своих действий. В таких ситуациях взрослый должен выступать как действительно равный партнер. Снисходительное отношение к ошибкам ребенка или намеренному нарушению правил («Ну пусть он выиграет, ведь ему так этого хочется») — плохая услуга ребенку. Неумение или нежелание подчиняться правилам, обязательным для всех, приведет в дальнейшем к конфликтам со сверстниками в их совместной игре.
В игре с правилами ребенок должен освоить и общие способы поведения, позволяющие в любой игре выбрать начинающего, водящего так, чтобы никому не было обидно. Для этого следует перед игрой использовать правила выбора— очередность, жребий в его специфически детской форме (считалки) и в других его формах (перехват палочки, угадывание, в какой руке фишка и т.п.). К примеру, если ребенок хочет каждый раз первым начинать игру или, наоборот, все время требует этого от взрослого, целесообразно использовать считалку: «Давай рассчитаемся, кому начинать первому».
Обратите внимание на то, знает ли ваш ребенок считалки, умеет ли ими правильно пользоваться. Ребенок к старшему дошкольному возрасту должен знать хотя бы 2—3 считалки. Умение их использовать необходимо ему в играх со сверстниками для справедливого разрешения возникающих конфликтных ситуаций.
В заключение несколько замечаний о подборе игрового материала, организации игрового уголка старшего дошкольника.
Игровой материал для старшего дошкольника не слишком отличается от имеющегося у него раньше. Да и очень трудно заставить ребенка расстаться с любимыми игрушками. Поэтому к ним следует присоединить игрушки для режиссерских игр — автомобильчики, солдатики, маленькие куклы с соответствующей мебелью и лоскутками для шитья, наборы небольших животных, т. е. то, из чего можно построить целый мир. Также необходимы строительные наборы разного размера; они обеспечивают занятия свободным конструированием и могут быть использованы в сюжетно-ролевой игре (для обозначения игрового пространства—дома, крепости и пр.).
Как и в возрасте 3—5 лет, ребенок должен иметь возможность свободно использовать для игры детский стол и стулья в своей- комнате, диванные подушки и т. п. («пещера» под столом, накрытым скатертью, перевернутый стул — «ракета», взятая из коридора стремянка — «капитанский мостик» — все это придает игре привлекательность).
Необходимо обеспечить ребенка и настольными играми разных типов: детское лото, домино, 1—2 игры типа «Гусек», шашки, шахматы.
В свободном доступе для ребенка должны быть материалы для рисования и лепки.
Вообще, все материалы для игры и самостоятельных занятий ребенка должны располагаться так, чтобы он имел возможность организовать самостоятельную деятельность (и сменить один ее вид на другой) без лишних обращений к взрослому. Не надо хранить игровые материалы в разных местах (например, конструктор — на шкафу, кубики — в одной комнате, куклы —» в другой и т.п.). Ребенок, во-первых, не сможет сразу найти предметы, необходимые для осуществления своего замысла, и желание играть пропадет, а во-вторых, кажущееся удобство («все лежит на своих местах») обернется неудобством и для взрослых, поскольку ребенок будет все время теребить их своими просьбами («Мама, достань мне конструктор» и т.п.).
Ребенок старшего дошкольного возраста уже может сам убирать за собой игрушки, мыть кисточки после рисования, поэтому все эти вещи должны быть компактно расположены в доступном для него месте (на низком стеллаже, в шкафчике).
Заключая цикл статей о том, как играть с детьми на разных этапах дошкольного детства, (см. № 6, 7 журнала), мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что в любом возрасте дошкольник нуждается в совместной игре со взрослым. Внимание взрослого должно быть обращено и на организацию соответствующей предметной среды для самостоятельной игры детей. Только при правильном руководстве со стороны взрослого самостоятельные занятия ребенка станут разнообразными и содержательными, а это благотворно скажется на его всестороннем развитии.
Н. КОРОТКОВА, кандидат психологических наук, Н. МИХАЙЛЕНКО, кандидат педагогических наук