Типология текста: Статьи

Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов, Е.Г. Хайлова. О методах наблюдения за развитием детей дошкольного возраста


Аннотация

Введение. Сегодня является общепризнанным, что ребенок – активно самоопределяющийся в человеческой культуре субъект, а не объект педагогических воздействий. Вместе с тем, все четче проявляется тенденция, которая заключается в том, что развитие ребенка-дошкольника – управляемый и результативный процесс. Это делает актуальным поиск и анализ различных методов, позволяющих определять нормативные критерии развития ребенка на различных этапах проживания им дошкольного детства.

Цель статьи. В данной работе анализируются и сравниваются четыре различных подхода, дифференциально оценивающих развитие ребенка-дошкольника. Подходы изучаются в контексте соответствия нормативных характеристик ребенка современным требованиям к содержанию дошкольного образования и реалистичности внедрения методики в массовую педагогическую практику.

Методология и методы исследования. Проведенное исследование базировалось на принципах культурно-исторического подхода, теории деятельности и принципах индивидуализации дошкольного образования. Эмпирическая часть исследования основана на описательной статистике результатов опроса 25462 воспитателей детских садов из 77 регионов РФ.

Результаты исследования. На основе анализа существующих подходов авторы делают вывод о том, что наиболее соответствует поставленной цели методика наблюдения за развитием детей, разработанная Н. А. Коротковой – «карты развития». В «картах развития» ребенок оценивается на основании уровня инициативы в осуществлении типичных для дошкольного детства культурных практик – игры, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности и реализуемой на их фоне коммуникации со сверстниками. Результаты эмпирического исследования показывают, что содержание и формулировки, используемые в картах развития адекватно интерпретируются педагогами-практиками.

Заключение. «Карты развития» могут быть использованы для решения ряда актуальных задач: индивидуализации дошкольного образования; справедливого оценивания труда педагогов; вовлечения родителей детей в образовательный процесс; построения преемственности между детским садом и начальной школой.

Ключевые слова: педагогическая диагностика, готовность к школе, развитие деятельности ребенка

Финансирование: Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Благодарности: Авторы благодарят членов Экспертного совета Государственной Думы РФ по дошкольному образованию за помощь в организации опроса.

Источник: http://sp-journal.ru/article/6424

Скачать документ в формате PDF