Введение
В соответствие с Приказом Министерства просвещения РФ от 12 мая 2021 г. № 241 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ» в основные образовательные программы должны быть включены примерная рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
Учитывая тот факт, что в дошкольном детстве обучение и воспитание слабо дифференцированы и неразрывно связаны, данная примерная рабочая программа воспитания (далее везде: Программа) осуществляется как в ходе образовательных событий, представляемых в виде структуры культурных практик (игры, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности; чтения художественной литературы), так и повседневно-бытовых событий (приема пищи, взаимодействия с людьми в быту, личной гигиены, пользования бытовыми вещами, трудовой деятельности). Эксклюзивные события, которые нельзя отнести к перечисленным выше культурным практикам и делам повседневной жизни, ситуативно трансформируется в зависимости от ситуации либо в образовательные, либо в повседневно-бытовые события [1].
Перспективной целью реализации Программы является человек-созидатель (человек-творец), различные черты личности которого формируются как в ходе осуществления культурных практик, так и в быту.
Воображение, развитое в сюжетной игре и продуктивной деятельности по собственному замыслу позволят ему представить окружающий мир лучше, чем он есть в настоящем. Примеривание на себя образцов действий героев художественной литературы даст возможность развитию у ребенка начальных нравственно-этических инстанций, и его творческая, созидательная деятельность принесет пользу не только ему, но и остальным людям. Целеполагание, развитое в продуктивных видах деятельности, позволит довести начатое дело до конца. Способы исследования, сформированные в познавательно-исследовательской деятельности, дадут представления об устройстве окружающего мира и о том, как можно его изменить.
Все вышеперечисленное дополняется событиями повседневно-бытовой жизни ребенка-дошкольника. Соблюдение правил приема пищи и личной гигиены формирует навыки и привычки, необходимые как для сохранения здоровья, так и для благополучной жизни в социуме. Умение обращаться с бытовыми вещами, разумное и бережное отношение к ним, основанное на понимании того, что на их изготовление затрачено время других людей и природные ресурсы, создаст предпосылки для отказа от гипертрофированного потребления в дальнейшем. Помощь воспитателю в повседневных делах даст возможность ребенку попробовать в важнейшей человеческой деятельности – общественном труде.
И, наконец, в каждом из образовательных и бытовых событий, будь то игра детей друг с другом, или трапеза за одним столом, у ребенка развивается одно из наиболее важных человеческих качеств – способность к взаимодействию с людьми в любых ситуациях.
Далее в разделе «Воспитание детей в образовательной деятельности» мы рассмотрим общие принципы организации воспитателем образовательных событий таким образом, чтобы они имели наибольший воспитательный потенциал. Аналогично спроектирован и раздел «Воспитание детей в повседневно-бытовой жизни».
Так как образовательная деятельность описана в соответствующей («образовательной») версии программы, основное внимание в данном тексте уделяется организации повседневно-бытовой жизни детей, результативность осуществления которой оцениваются в соответствии с критериями, представленными в соответствующем разделе.
Доронов С.Г.
Воспитание в образовательной деятельности [1]
Образовательный процесс включает два основных составляющих блока:
– совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
– свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В первом составляющем блоке образовательного процесса — партнерском — в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться воспитательные задачи самого широкого плана: становление инициативы детей во всех сферах деятельности; развитие общих познавательных способностей; формирование культуры чувств и переживаний; развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата; освоение ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на основе органично связанных, но в образовательном процессе отчетливо дифференцированных культурных практик, а именно на чтении художественной литературы, на игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, их совместных формах.
Значительную роль в создании условий для самоопределения и социализации ребенка при осуществлении партнерской деятельности взрослого с детьми являются следующее:
1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
3) свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);
4) открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Важную воспитательную роль играет организация самостоятельной деятельности детей, как важнейшего механизма самоопределения и социализации.
Блок самостоятельной деятельности детей наполняется воспитательным содержанием за счет создания взрослым разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.
Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования-экспериментирования, то есть для культурных практик, трансформированных детьми в собственную деятельность (см. Приложение №3).
Воспитательный процесс строится с учетом своеобразия группы как целостного субъекта образования. [2]
Это своеобразие может быть определено как психологический «профиль (портрет)» группы, собирающий в себе индивидуальные особенности именно этих детей и отличающийся от усредненного возрастного типа [3],что служит основание для разработки примерного календарного плана образовательной и воспитательной работы.
Психологический профиль группы определяется, во-первых, на основании интегральных показателей развития ребёнка в дошкольном возрасте, а именно интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Качественные сдвиги в развитии ребёнка в диапазоне дошкольного возраста представляются в виде трёх уровней: 1) ситуационная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация; 2) появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, отсутствие стремления к достижению определённого результата); 3) чётко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определённого результата.
Во-вторых, при построении психологического профиля учитывается возрастающая активность, инициатива ребёнка в различных жизненных сферах.
1) творческая инициатива (включённость в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребёнка, где развиваются воображение, образное мышление);
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включённость в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, – требующих усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
3) коммуникативная инициатива (включённость ребёнка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
4) познавательная инициатива – любознательность (включённость в познавательно-исследовательскую деятельность – в практическое экспериментирование и вербальное исследование, где развиваются способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные отношения).
Наличие у ребенка собственного замысла и возможности самореализации в различных культурных практиках имеет огромный воспитательный потенциал.
Каждую сферу инициативы целесообразно оценивать (наблюдать) через конкретные виды культурной практики ребёнка: творческую инициативу – через сюжетную игру; целеполагание и волевое усилие – через продуктивную деятельность; коммуникативную инициативу – через совместную игровую деятельность; познавательную инициативу – через познавательно-исследовательскую деятельность.
Наблюдения за детьми аккумулируются в «картах развития» (см. Приложение №).
На основании полученного «профиля (портрета)» выстраивается примерный календарный план образовательно-воспитательной работы для данной группы.
Игра
В Программе рассматриваются две культурные формы игры: сюжетная игра и игра с правилами. Обеим присущи следующие специфические характеристики:
– свободный выбор и необязательность;
– внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности;
– обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем.
Имея общие черты, каждая из форм игры отличается от другой.
Сюжетная игра [4]
Сюжетная игра является репрезентирующей деятельностью (т.е. направленной на представление чего-либо). Центральной характеристикой сюжетной игры, отличающей ее от игры с правилами, является наличие воображаемой ситуации (сюжета), которая и определяет смысл и содержание деятельности. Сюжетная игра может носить как индивидуальную, так и совместную форму.
Кроме развития воображения и способности к пониманию другого человека, сюжетная игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Воспитательное значение человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. [6]
Развитие сюжетной игры представляет собой двунаправленное усложнение сюжета игры в период дошкольного детства. С одной стороны, это овладение ребенком различными типами проекций игры (ролевой, функциональной и пространственной), а с другой – рост способности связывать события друг с другом в единую сюжетную линию.
При таком подходе нормативные характеристики развития сюжетной игры становятся следующими:
– от 2 до 4 лет сюжет игры характеризуется единичным повторяющимся игровым событием или различными событиями, не связанными друг с другом;
– к 5 годам у ребенка развивается способность объединять несколько игровых событий;
– для возраста 6-7 лет характерным является осознанное комбинирование в единую последовательность событий из разных контекстов с осознанными, часто нетривиальными связками.
Для формирования у детей способов игровой деятельности воспитатель должен не только организовывать детскую игру, но и быть ее участником. Вступая в партнерство с ребенком, воспитатель должен быть готов к встрече с ролями, приходящими в игру не только из социобытовой реальности и сказочного литературного мира, но и из современной детской субкультуры, вскормленной масс-медиа и игрушечной индустрией. Часто это довольно безвкусные или слишком агрессивные персонажи (покемоны, человек-паук, черепашки ниндзя и т.п.). Запретить ребенку брать на себя роли этих персонажей нельзя, поэтому для реализации воспитательных задач воспитателю следует действовать посредством смысловых смещений – постараться найти более содержательные культурные аналоги и подвести к ним ребенка.
Игра с правилами [5]
Игра с правилами характеризуется обязательным наличием выигрыша, формализованных правил и является всегда совместной деятельностью.
Развитие у ребенка нормативной регуляции деятельности, выражающееся в способности действовать по правилу имеет значительный воспитательный потенциал, способствуя формированию принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Игра с правилами состоит из трех форм: игр на удачу, игр на ловкость и игр на умственную компетенцию. В ходе их реализации у ребенка развивается нормативная регуляция поведения и мотивация достижения. Развивается данная культурная практика в ходе игр на удачу следующим образом:
– в период от 2 до 4 лет цикличные параллельно-подражательные и реципрокные действия в так называемых «играх-ритуалах»;
– в 4–5 лет становится возможным освоение детьми понятия выигрыша в рамках нормативных правил, обеспечивающих равенство игроков;
– в 7 лет дети становятся способными к построению новых правил в самостоятельной совместной деятельности.
Дидактическая игра
В том случае, если сюжетная игра или игра с правилами используется для каких либо иных развивающих целей, кроме тех, которые мы обозначили выше, речь идет о дидактической сюжетной игры или дидактической игре с правилами.
Дидактическая игра служит эффективным воспитательным средством в сфере музыкального творчества детей, развития математических способности, обучения чтения и письму и т.д.
Продуктивная деятельность [1]
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), как и сюжетная игра, представляют собой репрезентирующую деятельность, но направленную на достижение вещного результата, что обуславливает необходимость в развитии знаний и умений по работе с материалом.
Зарождающаяся в «детских» формах созидательной активности способность к осуществлению реальной (материальной) деятельности, посредством которой люди изменяют природу и перестраивают общество имеет огромный воспитательный потенциал.
Кроме начального умения по работе с материалом, все многообразие форм продуктивных видов деятельности реализуется за счет четырех типов представленности цели взрослым ребенку:
– в виде образцов;
– в виде незавершенного продукта;
– в виде графической схемы;
– в виде словесного описания цели-условия.
Мотивирующий фактора для осуществления ребенком продуктивных видов деятельности реализуется за счет «игровой мотивации» (сюжетной дидактической игры) в раннем и младшем дошкольном возрастах, дополняемых на протяжении всего дошкольного детства следующими культурно-смысловыми контекстами:
– изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
– создание произведений для собственной художественной галереи;
– создание коллекций;
– создание макетов;
– изготовление украшений-сувениров;
– создание книги;
– изготовление предметов для собственного театра.
Мотивы, предложенные взрослым, генерализуясь и абстрагируясь от конкретной ситуации постепенно переходят в устойчивые личностные побуждения: способность к продолжительным волевым усилиям, стремление сделать дело хорошо, трудолюбие и другие необходимые для воспитания характера качества.
Познавательно-исследовательская деятельность [1]
Познавательно-исследовательская деятельность это активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В познавательно-исследовательской деятельности, начиная с раннего детства, отчетливо проявляются два направления: практическая деятельность и наблюдение.
Практическая деятельность (исследование в реальном действии)
Познание окружающего в реальном действии осуществляется в следующих видах исследования:
– экспериментирование — освоение причинно-следственных связей и отношений;
– классификация — освоение родо-видовых (иерархических) отношений;
– изучение пространственных отношений;
– изучение временных отношений.
Используя каждый из видов исследования в образовательной процессе, воспитатель формирует у детей чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Экспериментирование
Экспериментирование возникает в младенчестве, и вплетается в сюжетную игру и продуктивную деятельность. К старшему дошкольному возрасту экспериментирование становится осознанным действием, направленным на то, чтобы узнать новое об окружающем.
Классификация
Способность к классификации развивается из элементарной сортировки предметов, начинающейся в раннем возрасте. К старшему дошкольному возрасту классификация в самостоятельной деятельности ребенка представлено обычно в виде коллекционирования различных предметов. Усложнение данного вида исследования происходит за счет увеличения многообразия классифицируемых объектов и усложнения иерархических ступеней.
Пространственные отношения
Развитие пространственных отношений обусловлено условными расстояниями, которые ребёнок может преодолеть и исследовать:
– разрозненные пространства собственного тела (до появления активного ползания и затем прямохождения);
– 1,5–3,5 года – пространство помещения дома или группы;
– 3,5–5 лет это – ближайшие окрестности (прогулочная площадка, двор около дома, стандартные маршруты);
– 5–7 лет – пространство географическое, известное ребенку не практически, а на уровне образно-символической репрезентации.
Временные отношения
Временные отношения осваиваются ребенком в следующей последовательности:
– 1,5–3,5 года – освоение суточных временных циклов;
– 3–5 лет – освоение годовых (сезонных) циклов;
– 5–7 лет – начальное понимание идеи непрерывного и линейного исторического времени.
Наблюдение
Наблюдение заключается в изучении ребенком (а не участие в них) социальных явлений; рассматривании (а не использовании) вещей и образно-символического материала; слушании музыки; участия в прогулках и экскурсиях и пр.
Слушание чтения художественной литературы [1]
Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой).
Познавательно-нравственная и эстетическая развивающие функции художественной литературы являются одним из основных источников развития у ребенка социокультурных, духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Чтение детям художественной литературы осуществляется на основании следующих принципов:
– воспитатели свободны в выборе художественных текстов для конкретной группы детей;
– организация чтения осуществляется в непринужденной форме;
– чтение художественной литературы органично соединяется с другими культурными практиками в целостном образовательном процессе.
Подбор литературных произведений для чтения детям в целом подчиняется следующей схеме.
Для детей в возрасте 2-5 лет следует использовать различные малые литературные формы (фольклорные стихотворные тексты; авторские стихи; фольклорные сказки, авторские рассказы).
Начиная с 5 лет ассортимент литературных текстов дополняется большими литературными формами (авторскими поэмами и повестями в стихах; авторскими повестями и циклами рассказов со сквозными персонажами).
Воспитательная работа в семье
В осуществлении воспитания, как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде осуществляется в Программе не только в детском саду, но и в семье с помощью дидактического материала «Детский календарь».
Начиная со средней группы, в «Детском календаре» рассматриваются следующие темы воспитательного содержания, например:
4-5 лет
Январь: «История с праздничным тортом»; «Как снеговик защитил маленькую девочку»; «Знакомство с профессиями».
5-6 лет
Январь: «Прогулки с мамой в январе»; «Устройство паровоза»; игра с правилами «Добро и зло»; «Как поделить шоколад поровну?»;
6-7 лет
Январь: «Путешествие по европейской части России»; «Знакомство с Архангельском»; «Знакомство с Пензой (Абашево)»; «Знакомство с Костромой»; «Знакомство с Астраханью (Астраханский заповедник)».
Воспитание детей в повседневно-бытовой жизни
Задачи воспитания детей [8]
Ранний возраст (2-3 года)
Охранять здоровье детей и содействовать их благополучной адаптации путём проявления чуткости, заботы, искреннего интереса к личности каждого ребёнка, его состоянию, настроению. Создавать оптимальные условия для привыкания детей к детскому саду и привлекать к проведению этой работы родителей. Содействовать созданию в детском саду спокойной, жизнерадостной обстановки, заботиться об уравновешенном, активном поведении, положительном эмоциональном состоянии детей.
Совместно с родителями содействовать овладению детьми культурно-гигиеническими навыками: мыть руки перед едой, есть аккуратно, правильно держать ложку; пользоваться салфеткой; не выходить из-за стола, не окончив еды; не мешать во время еды другим детям, а в семье – взрослым; говорить «спасибо» после еды; самостоятельно мыть лицо и руки и вытирать их; самостоятельно снимать и надевать некоторые предметы одежды и обувь; расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок и расстёгивать липучки; знать порядок раздевания, одевания и размещения вещей в шкафу и под руководством взрослых действовать в соответствии с ним; аккуратно складывать снятую одежду при подготовке ко сну и т.п., а в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым.
Приучать детей пользоваться только индивидуальными предметами ухода: своим носовым платком, полотенцем, горшком.
Начинать привлекать детей к элементарным трудовым действиям в быту (убирать после игры игрушки и т.п.)
Совместно с родителями вырабатывать нормы поведения детей при взаимодействии со взрослыми и сверстниками в семье и детском саду и выполнять их.
Начинать формировать у детей элементарные навыки общения: здороваться при встрече, уметь обратиться к взрослому и другому ребёнку с понятной просьбой; обращать внимание на то обстоятельство, что вещи, игрушки могут принадлежать кому-то из детей или взрослых и учить просить разрешение на их использование, а в случае его получения – выражать благодарность; учить принимать отказ и меняться.
Создавать условия для игр и занятий детей «рядом» и поощрять проявления дружелюбия, взаимообмена.
Вводить строжайший запрет на причинение физической боли другим детям, животным, нанесение вреда природе, как абсолютное требование к каждому ребёнку в семье и детском саду.
Формировать навыки правильного поведения, послушание и позитивное отношение к безусловному принятию правил жизни в детском саду. Воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Охранять здоровье детей и содействовать созданию в детском саду спокойной, жизнерадостной обстановки. Продолжать заботиться об уравновешенном, активном поведении, положительном эмоциональном состоянии каждого ребёнка. Создавать оптимальные условия для формирования позитивного отношения детей к детскому саду и привлекать к проведению этой работы родителей.
При воспитании у детей культурно-гигиенических навыков в детском саду и семье совершенствовать процедуры при их выполнении при незначительном участии взрослых: мыть руки перед едой, использовать во время еды столовые приборы: правильно держать ложку; пользоваться салфеткой; не выходить из-за стола, не окончив еды; не мешать во время еды другим детям; говорить «спасибо» после еды; по мере загрязнения самостоятельно мыть лицо и руки и вытирать их; самостоятельно снимать и надевать некоторые предметы одежды и обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки, расстёгивать «липучки» на обуви; знать порядок раздевания и одевания и придерживаться его, аккуратно складывать снятую одежду.
Продолжать учить детей пользоваться только индивидуальными предметами ухода: своим носовым платком или одноразовыми салфетками, полотенцем, салфеткой.
Побуждать детей самостоятельно вытирать нос, замечать грязные руки и мыть их; элементарно ухаживать за внешним видом: расчёсывать волосы, устранять непорядок в одежде (застёгивать пуговицы и т. п.)
Продолжать привлекать детей к элементарным трудовым действиям в быту (убирать после игры игрушки, участвовать в сервировки стола перед приёмом пищи и расставлять салфетки и т.п.).
Продолжать совместно с родителями вырабатывать нормы поведения и уважительный способ общения детей со взрослыми и сверстниками в семье и детском саду и выполнять их.
Продолжать формировать у детей в семье и детском саду элементарные навыки общения: учить детей вежливо обращаться с вопросами и просьбами к взрослым (родителям, воспитателям) и детям; здороваться при встрече, обращать внимание на то обстоятельство, что вещи кому-то принадлежат и учить просить у другого вещи на время; учить принимать отказ и меняться; учить выражать благодарность.
Учить детей сопереживать другим, как в реальной жизни детского сада и семьи, так и героям сказок, мультфильмов, компьютерных игр. Побуждать делиться впечатлениями и эмоциями.
Создавать условия для игр и занятий детей «рядом» и поощрять проявления взаимной симпатии детей друг к другу, дружелюбия, взаимообмена.
Сохранять строжайший запрет на причинения физической боли другим детям, животным, нанесение вреда природе, как абсолютное требование к каждому ребёнку в семье и детском саду.
Формировать навыки правильного поведения, послушание, позитивное отношение к детям, взрослым, любовь к родителям и близким.
Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и социального мира.
Воспитывать у детей отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Охранять здоровье детей и содействовать созданию в детском саду атмосферы, наполненной разнообразными играми, бытовыми, образовательными и эксклюзивными событиями. Продолжать заботиться об уравновешенном, активном поведении детей, положительном эмоциональном состоянии каждого ребёнка.
Начать проводить с детьми профилактическую работу по предупреждению ситуаций, которые могут представлять опасность для их жизни и здоровья в быту, на улице, в транспорте. Продолжать создавать оптимальные условия для формирования позитивного отношения детей к детскому саду и привлекать к проведению этой работы родителей.
При воспитании у детей культурно-гигиенических навыков в семье и детском саду объяснять необходимость их выполнения для сохранения здоровья. Учить детей в семье правильно чистить зубы утром и вечером, а в детском саду полоскать рот после каждого приёма пищи.
Совершенствовать процессы выполнения детьми гигиенических процедур и осуществлять контроль за качеством их выполнения: при самостоятельном мытье рук перед едой и по мере их загрязнения; начинать учить использовать во время еды столовые приборы: ложку, вилку, нож; в процессе еды и по окончании приёма пищи пользоваться бумажными салфетками; не выходить из-за стола, не окончив еды; не мешать во время еды другим детям; без напоминания говорить «спасибо» после еды; самостоятельно снимать и надевать одежду и обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок и расстёгивать и застёгивать «липучки» и молнии; знать порядок раздевания и одевания и выполнять его; аккуратно складывать снятую одежду.
Побуждать детей самостоятельно, по мере необходимости, вытирать нос, элементарно ухаживать за внешним видом: расчёсывать растрепавшиеся волосы, устранять непорядок в одежде (застёгивать пуговицы и т. п.)
Продолжать привлекать детей к элементарным трудовым действиям в быту (убирать после игры игрушки, участвовать в сервировки стола перед приёмом пищи: расставлять салфетки, раскладывать столовые приборы и т.п.).
Продолжать совместно с родителями поддерживать выработанные нормы поведения и уважительный способ общения детей со взрослыми и сверстниками в семье и детском саду.
При взаимоотношениях со сверстниками поддерживать и поощрять стремление детей к самостоятельному решению проблем мирным путём. Вводить запрет на драки и другие похожие формы физического воздействия.
Совершенствовать навыки общения: приветливо здороваться и прощаться со взрослыми и другими детьми, уметь обратиться к взрослому и другому ребёнку с просьбой; не вмешиваться в разговор старших и не перебивать говорящего; благодарить за оказанную услугу; входя в помещение, вытирать ноги, зимой обметать с обуви снег; при кашле, чихании, закрывать рот, отворачиваться в сторону и пользоваться носовым платком.
Поддерживать право собственности и добиваться понимания детьми этого. Продолжать учить детей делиться общими игрушками или просить разрешения на использование и выражать благодарность. Учить детей меняться игрушками и материалами и достойно принимать отказ, не проявляя агрессии.
Содействовать воспитанию трудовых умений и навыков и способности к целеполаганию в повседневной трудовой деятельности. Побуждать под наблюдением воспитателя поддерживать порядок в групповой комнате и на участке, принимать участие в уборке групповой комнаты и участка: протирать влажной тряпкой стулья, строительный материал, мыть игрушки, протирать крупные листья растений.
Продолжать воспитание у детей полезных привычек: без шума прикрывать за собой дверь, тихо разговаривать, называть взрослых на «вы», не перебивать их во время разговора и т.п.
Продолжать учить детей сопереживать другим, как в реальной жизни детского сада и семьи, так и героям сказок, мультфильмов, компьютерных игр. Побуждать делиться впечатлениями и эмоциями, обозначать свои желания, формулировать просьбы, говорить о своём недомогании, об обидах, переживаниях, об испытании чувства радости и удовольствия.
Создавать условия для совместных игр и занятий детей и поощрять проявления взаимной симпатии друг к другу, дружелюбия, взаимообмена.
Продолжать сохранять запрет на причинение физической боли другим детям, животным, нанесение вреда природе, как безапелляционное, абсолютное требование к каждому ребёнку в семье и детском саду. Продолжать формировать навыки правильного поведения, послушание, любовь к родителям и близким.
Обсудить с детьми место и порядок хранения игрушек в группе и научить их убирать их после игры на место. С начала учебного года ввести дежурство по столовой и научить детей расставлять тарелки, раскладывать ложки, вилки, ножи, разносить фрукты и хлеб. За каждым столом ежедневно назначать дежурного. Со второй половины года привлекать детей к дежурству по подготовке к занятиям: приносить и убирать пособия, материалы.
Привлекать детей к выполнению ежедневных поручений: разложить чистые салфетки, повесить полотенца, зимой и осенью вместе со взрослыми участвовать в уборке листьев и снега.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Охранять здоровье детей и продолжать содействовать созданию в детском саду атмосферы, наполненной разнообразными и интересными играми, бытовыми, образовательными и эксклюзивными событиями.
Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в быту, на улице, во время пребывания в детском саду и воспитывать готовность к их соблюдению. Учить детей поведению в опасных ситуациях и незамедлительному обращению за помощью к взрослым в критических случаях.
Начать знакомить детей с использованием приёмов здоровьесбережения в семье и детском саду, а также в процессе компьютерно-игровой деятельности: ограничение продолжительности игры за компьютером; соблюдение правильной осанки и безопасного расстояния от монитора; использование релаксационных приёмов и зрительной гимнастики для снятия утомления глаз; выполнение физических упражнений для профилактики гиподинамии; соблюдение режима проветривания, смены видов деятельности и др.
Продолжать заботиться об уравновешенном, активном поведении, положительном эмоциональном состоянии каждого ребёнка. Продолжать создавать оптимальные условия для формирования позитивного отношения детей к пребыванию детском саду и привлекать к проведению этой работы родителей.
Добиваться осознанного и независимого от взрослых выполнения культурно-гигиенических процедур и объяснения их значения для сохранения здоровья при незначительной помощи взрослых.
Приложение 1
Планируемые результаты воспитательной работы в образовательной деятельности
Творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой
1 уровень
Ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.
2 уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычной последовательности событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, внося разнообразие в ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
3 уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием мелких игрушек-персонажей), а также может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).
Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).
Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью
1 уровень
Ребенок обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности («Хочу лепить», «…рисовать». «…строить») без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов бумаги и т.п.); завершает деятельность по мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты делаешь?» отвечает, обозначая процесс («рисую», «строю»); называние продукта деятельности может появиться после ее окончания (предварительно конкретная цель не формулируется).
Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.
2 уровень
Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать», «…построить», «…слепить домик»); работает с конкретным материалом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен любым продуктом деятельности (в процессе работы цель может меняться в зависимости от того, что получается в ходе деятельности).
Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).
3 уровень
Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).
Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.
Коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной
1 уровень
Ребенок привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял его наверняка; также выступает как активный наблюдатель, пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, доволен общением со сверстниками, рад вниманию любого из них.
Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие его самого действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не предпринимает специальных усилий чтобы быть понятым; довольствуется обществом любого.
2 уровень
Намеренно привлекает конкретного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременно кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение-побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичные или дополняющие игровые предметы, материалы, роли, не вступая в конфликт со сверстником.
Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера.
3 уровень
Инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно рисуя исходный замысел, ставя цели, планируя начальные действия («Давайте так играть», «…рисовать»); использует простой договор ( «Я буду.., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.
Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.
Познавательная инициатива – любознательность: наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью
1 уровень
Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.
Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практическим путем обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.
2 уровень
Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое о конкретных вещах и явлениях («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о том, к какому результату приводит то или иное действие при исследовании незнакомых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так.., или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; сообразуясь с приобретенными опытным путем знаниями, выбирает сюжеты игр, темы для рисования, конструирования.
Ключевые признаки: задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?); высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата.
3 уровень
Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическому языку (графические схемы, письмо).
Приложение 2
Планируемые результаты воспитательной работы в повседневно-бытовой жизни детей
Прием пищи
1 уровень
Ест самостоятельно, умеет пользоваться ложкой и правильно ее держит. Во время еды: старается есть аккуратно, использует салфетку, обращает внимание на пролитую и упавшую пищу. Не выходит из-за стола, не окончив еды; не мешает во время еды другим детям; говорит "спасибо" по окончании приема пищи.
Ключевые признаки: Ест самостоятельно, правильно держит ложку, использует салфетку, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, не мешает другим детям во время еды.
2 уровень
Ест аккуратно: берет пищу понемногу, хорошо пережевывает. Умеет пользоваться вилкой. Во время еды: сохраняет правильную осанку; ложку и вилку подносит ко рту, а не наклоняет голову к тарелке. Косточки из компота складывает на блюдце. Хлеб не крошит, а отламывает по кусочку. Закончив еду, кладет ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть.
Ключевые признаки: Ест аккуратно, не проливает и не роняет пищу. Умеет пользоваться вилкой. Закончив есть, опирает ложку и вилку о край тарелки.
3 уровень
Ест и пьет бесшумно, с закрытым ртом. Умеет пользоваться ножом. Во время еды: прижимает локти к туловищу. Аккуратно составляет посуду после еды. Знает и помогает в сервировке стола. При необходимости оказывает услугу товарищам по столу: (передает хлебницу, салфетки и т.п.); обращается с просьбой передать что-либо к соседям по столу.
Ключевые признаки: Умеет пользоваться ножом при приёме пищи. Бесшумно пьет и пережевывает пищу. Оказывает услуги соседям по столу.
Личная гигиена
1 уровень
Самостоятельно моет и вытирает лицо и руки, вешает полотенце на своё место. В туалетной комнате, при необходимости обращается за помощью к взрослому. Использует туалетную бумагу.
Ключевые признаки: Самостоятельно моет и вытирает лицо и руки, использует туалетную бумагу.
2 уровень
Тщательно моет руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, общения с животными и по мере загрязнения. Знает порядок умывания (засучивание рукавов, смачивание ладоней, намыливание, смывание, вытирание на сухо) и умеет полоскать рот. Пользуется носовым платком; при кашле, чихании, закрывает рот, отворачивается в сторону. Умеет пользоваться расческой.
Ключевые признаки: Тщательно моет руки, умеет умываться, полоскать рот. Пользуется носовым платком. При кашле и чихании отворачивается в сторону.
3 уровень
Без напоминания, по личной инициативе моет руки, умывается. Имеет и рационально использует упаковку одноразовых носовых платков. Закрывает рот платком при кашле.
Ключевые признаки: Без напоминания, моет руки перед едой; имеет носовой платок и правильно им пользуется; умеет причесываться.
Пользование вещами в быту
1 уровень
Отличает некоторые предметы индивидуального пользования (полотенце, носовой платок, салфетка и т.п.) Использует стул в соответствии с маркировкой. С помощью взрослого снимает и надевает некоторые предметы одежды и обуви, расстегивает пуговицы, липучки и «молнии» спереди, развязывает шнурки у ботинок. Знает порядок раздевания и одевания, складывает снятую одежду. Умеет самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться, держась за перила. Умеет закрыть дверь, не хлопая ею.
Ключевые признаки: При соблюдении питьевого режима умеет набрать в одноразовый стаканчик нужное количество воды. Умеет частично одеваться и раздеваться; спускается по лестнице, держась за перила; закрывает дверь, не хлопая ей.
2 уровень
Отличает и умеет пользоваться предметами личной гигиены ( расчёска, полотенце, носовой платок, салфетка, стаканчик для полоскания рта). Умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, включая верхнюю одежду; застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки; замечает непорядок в одежде, с помощью взрослых стремится его устранить. Бережет одежду и обувь; не мочит и не пачкает свою одежду при умывании и еде; аккуратно складывает и вешает одежду на установленное для нее место. Входя в помещение, вытирает ноги, зимой отряхивает с обуви снег. Поднимаясь по лестнице, ставит ногу на ступеньку всей ступней. Прежде чем открыть дверь стучит, а затем бесшумно закрывает её.
Ключевые признаки: Может полностью одеть и снять верхнюю одежду. Аккуратно складывает одежду в установленное для нее место. Огорчается, если одежда порвалась или испачкалась, стремится устранить непорядок самостоятельно или с помощью взрослого. Вытирает ноги при входе в помещение.
3 уровень
Размещает в шкафы для сушки промокшую одежду и обувь. Замечает непорядок в своем костюме и у товарищей, устраняет его самостоятельно или с помощью взрослых (пришить пуговицу, почистить куртку, обувь, постирать носки, фартук и т. д.). Заботится о порядке в групповой комнате, на участке, убирает свою постель. Спускаясь по лестнице, держит спину прямо, слегка придерживаясь за перила. Прежде чем открыть дверь стучит, просит разрешения войти, а затем бесшумно закрывает её.
Ключевые признаки: Замечает непорядок в своем костюме и у товарищей, устраняет его самостоятельно или с помощью взрослых (пришить пуговицу, почистить куртку/пальто, обувь, постирать небольшую вещь т. д.). Стремится поддерживать установленный порядок в групповом помещении и на участке.
Трудовая деятельность
1 уровень
Помогает вынести на прогулку игрушки, принести и убрать материал для занятий. Перед едой поставит стулья к столам, приносит тарелки с хлебом. Во время прогулки помогает воспитателю в наведении порядка на участке (собирает опавшие листья, счищает снег со скамеек). Это скорее имитация действий взрослого, игра с инструментами.
Ключевые признаки: Перед едой помогает взрослому расставлять стулья, хлебницы и салфетницы, тарелки с хлебом.
2 уровень
Знает, где и в каком порядке хранятся игрушки, материалы и оборудование для свободной самостоятельной деятельности и умеет убирать их после игры на место. Во время дежурства расставляет хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывает ложки, вилки, разносит фрукты. Во время прогулки участвует вместе с воспитателем в наведении порядка на участке: собирает опавшие листья, счищает снег со скамеек, расчищает дорожки. Действия приводят к реальному результату.
Ключевые признаки: Убирает игрушки после игры на свои места. Во время дежурства расставляет тарелки, раскладывает ложки, вилки, разносит фрукты.
3 уровень
Участвует в дежурстве при подготовке к занятиям: принести и убрать пособия, материалы. Помогает взрослым в повседневной работе: разложить чистые салфетки, повесить полотенца. Принимает участие в уходе за растениями и животными в уголке природы (поливает растения, кормит птиц и рыбок). Во время прогулки проявляет инициативу, предлагает помощь в уборке участка от мусора, опавших листьев, снега, подметает веранду, приводить в порядок песочницу и выполнять другие поручения воспитателя по поддержанию чистоты. Действия имеют явный результат.
Ключевые признаки: Во время прогулки участвует в уборке участка от мусора, опавших листьев, снега, подметает веранду, приводит в порядок песочницу и выполняет другие поручения воспитателя по поддержанию чистоты.
Взаимодействие с людьми
1 уровень
Отвечает взрослым и сверстникам на приветствие, прощается при расставании; выполняет требования взрослых. Пользуется словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Спасибо».
Ключевые признаки: Отвечает взрослым на слова приветствия и прощания. При напоминании вежливо формулирует просьбу и благодарит за оказанную услугу.
2 уровень
Умеет вежливо обращаться с просьбой и выполняет просьбы других; благодарит за оказанную услугу; первым здоровается и прощается, не вмешивается в разговор старших, не перебивает говорящего. На улице, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говорит спокойно, негромко; ведет себя сдержанно, не требуя к себе особого внимания. Пользуется словами вежливого обращения: «Будьте добры», «Извините», «Благодарю», «Разрешите войти».
Ключевые признаки: Первым здоровается и прощается. Не требует к себе особого внимания. Не вмешивается в разговор старших, не перебивает говорящего. В речи присутствуют выражения: «Будьте добры», «Извините», «Благодарю», «Разрешите войти».
3 уровень
Обращает внимание на потребности людей и предлагает свою помощь при необходимости; называет знакомых взрослых по имени и отчеству и на «ВЫ», разговаривает тихо. Обращаясь с просьбой, умеет подождать, если взрослый занят; придерживается правил поведения и в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминает сверстнику те или иные правила поведения, сам отвечает за свою ошибку, не перекладывая ее на других. Делится с товарищами игрушками, книгами, пособиями, материалами и оборудованием; играет дружно, умеет признать, что был неправ. Слушает старших внимательно, стоя при этом спокойно, смотря в глаза собеседнику. Подает стул или уступает место вошедшему взрослому. Поднимает и вежливо подает оброненный кем-то предмет. Выполняет требования правил поведения в общественных местах: ведет себя сдержанно, не требует к себе излишнего внимания, разговаривает не громко, соблюдает порядок, чистоту. Пользуется словами вежливого обращения: «Разрешите пройти», «Разрешите спросить».
Ключевые признаки: Обращает внимание на потребности людей и предлагает свою помощь при необходимости; называет знакомых взрослых по имени и отчеству и на «Вы»; придерживается правил поведения и в отсутствие воспитателя; дружелюбно напоминает сверстнику те или иные правила поведения; сам отвечает за свою ошибку, не перекладывая вину на других.
Приложение 3
Материалы и оборудование
Материалы для сюжетной игры
Группа материалов / Возраст детей | 2-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | |||
Фигуры людей (куклы), антропоморфных животных и т.п. | Крупные, средние | Средние | Средние и мелкие |
Тематические наборы мелких фигурок | - | Сказочные персонажи, солдатики, семья и т.п. | Сказочные и фантастические персонажи, солдатики, динозавры, условные фигурки |
Атрибуты для реализации ролевой проекции сюжетной игры от первого лица (ряжение) | Белая шапочка, плащ, бескозырка, каска, корона | ||
Наборы масок | Животные, сказочные персонажи | ||
Набор наручных кукол би-ба-бо | Семья, сказочные персонажи | ||
Игрушки-предметы оперирования | |||
Материалы для реализации функциональной проекции сюжетной игры от первого лица | Руль на подставке, фонендоскоп, кукольные коляски, градусник, шпатель, бинокль, телефон, кухонная посуда и утварь и т.п. | ||
Материалы для реализации функциональной проекции сюжетной игры от третьего лица (в режиссерской игре) | Крупные и средние автомобили с открытым верхом, грузовики, лодки, самолеты | Транспорт (наземный, водный, воздушный; военный) разного назначения среднего размера | Транспорт (наземный, водный, воздушный; военный) разного назначения среднего и мелкого размеров |
Маркеры игрового пространства | |||
Игровая мебель | Кукольные стол, стулья, кровать, диван для крупных кукол | Кукольные стол, стулья, кровать, диван для средних кукол | Кукольные стол, стулья, кровать, диван для мелких кукол |
Многотемные маркеры для игры от первого лица | Ширма-остов домика, автобуса | Универсальная складная рама/ширма, подставка с рулем (штурвалом) | Универсальная складная рама/ширма, подставка с рулем (штурвалом) |
Многотемные маркеры для игры от третьего лица | – | Кукольный дом, ландшафтные макеты, гараж, «скотный двор», светофор | Кукольный дом, ландшафтные макеты, гараж, «скотный двор», светофор, набор мебели «Школа», мозаичные макеты-карты |
Однотемные маркеры | Кухонная плита/шкафчик на колесах, парикмахерская и т.п | Кухонная плита/шкафчик на колесах | – |
Материалы для продуктивной деятельности
Группа материалов / Возраст детей | 2-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет |
Графические материалы | Цветные карандаши и фломастеры (наборы 6 цветов) | Цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, восковые мелки (наборы по 12 цветов) | Цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, восковые мелки, сангина, пастель (наборы до 24 цветов); перья; угольный карандаш |
Материалы для живописи | Гуашь (6 цветов), круглые кисти (10-14); емкости для мытья кисти; подставки для кисти; бумага | Гуашь (12 цветов), круглые кисти (10-14); емкости для мытья кисти; подставки для кисти; бумага | Гуашь (12 цветов), круглые кисти (10-14); дополнительные цвета (фиолетовый, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зеленого цвета); емкости для мытья кисти; палитры; подставки для кисти; бумага |
Материалы для лепки | Глина, доски, печатки | Глина, пластилин, доски, печатки, стеки | Глина, пластилин, доски, печатки, стеки |
Материалы для аппликации | Готовые формы, розетки, кисти | Готовые формы, ножницы с тупыми концами, наборы цветной бумаги, розетки, кисти | Готовые формы, ножницы с тупыми концами, наборы цветной бумаги, розетки, кисти |
Конструкторы | Строительный материал напольный, наборы строительного материала и наборы для плоскостного конструирования средних размеров. Конструкторы типа DUPLO. | Строительный материал напольный; Наборы среднего и мелкого строительного материала, наборы для плоскостного конструирования средних размеров. Конструкторы типа DUPLO и LEGO. | Наборы среднего и мелкого строительного материала. Конструкторы типа LEGO. Наборы для плоскостного конструирования с маленькими деталями. |
Материалы для синтетических форм продуктивной деятельности | - | Коллекции из бросового и природного материалов | Коллекции из бросового и природного материалов |
Материалы для познавательно-исследовательской деятельности
Группа материалов / Возраст детей | 2-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет |
Объекты для исследования в действии | |||
Материалы для комбинаторики и аналитико-синтетической деятельности (различные доски-вкладыши, мозаики, головоломки и т.д.) | Кубики, рамки-вкладыши (2-3 части), сортировщики | Объемные геометрические тела, рамки-вкладыши (4-5 частей) | Рамки-вкладыши, головоломки со сложными со-ставными формами (4-8 частей), кубик Рубика, игра «15» и т.д. |
Материалы для группировки и сериации | Пирамидки, матрешки | Наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов) | Наборы для сериации по нескольким признакам - бруски, цилиндры и т.п. (7-10 элементов) |
Действующие модели | Механические заводные игрушки | Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия | Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. |
Приборы для осуществления измерений | - | Счеты, часы | Линейки, счеты, весы, термометры, часы, компас и т.д. |
Наборы для экспериментирования | Вертушки, шумовые коробочки | Горки с шариками, вертушки, магниты | Призмы, магниты, лупы и т.п. |
Коллекции | – | Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов | Коллекции минералов, растений, семян, монет, значков и т.п. |
Образно-символический материал | |||
Наборы картинок и таблиц для обобщения и классификации | Наборы реалистических изображений (животные, растения, цветы, овощи и т.п.) по 4-6 в каждой группе | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе | Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений) |
Наборы картинок для установления последовательности событий | Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) | Серии картинок (по 4-6) (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) | Серии картинок (до 6-9) (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) |
Наборы картинок для выстраивания временных рядов | Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения); времена года | Серии картинок с сезонными явлениями и деятельностью людей | Наборы картинок по исторической тематике: (история транспорта, история жилища, коммуникации и т.п.) |
Графические головоломки | Разрезные картинки, складные кубики из 4-6 частей | Лабиринты, схемы маршрутов персонажей, разрезные картинки (6-8 частей) и т.п. | Лабиринты, схемы пути, разрезные картинки (8-16 частей) и т.п. |
Карты и схемы | Схема помещения группы | Схема района или населенного пункта | Физическая карта мира (карта полушарий) |
Нормативно-знаковый материал | |||
Наборы карточек с буквами | – | Разрезная азбука и касса, карточки с предметом и названием | Разрезная азбука и касса, карточки с предметом и названием |
Наборы карточек с цифрами | – | С изображением количества предметов (от 1 до 5) и соответствующих цифр | С изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр |
Доска магнитная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | – | Настенная | Настольная |
Наборы моделей | – | Для деления на 2-4 части | Для деления на 2-16 частей |
Список литературы
1. Доронова Т.Н., Доронов С.Г., Хайлова Е.Г. О разработке типологии программ дошкольного образования // Психолого-педагогические исследования, Т. 12, № 3, 2020. С. 3-30.
2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. Москва: Линка-пресс, 2007. 208 с.
3. Короткова Н.А. Проблема дифференцированного подхода к образовательному процессу в детском саду // Ребенок в детском саду, май 2008.
4. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса в детском саду // Ребенок в детском саду, июнь 2008.
5. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. Москва: Линка-пресс, 2016. 252 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ: Питер, 2003. 713 с.
7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Москва: Онега, 1994. 190 с.
8. Залужская М.В.. Программа воспитания в детском саду. 1962.
9. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. Изд. 3-е, дораб.-е изд. М.: Линка-пресс, 2014. 49 с.
10. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей и заведующих. Москва: Элти-Кудиц, 2003. 150 с.
11. Короткова Н.А. «Анализ существующих направлений и разработка концепции и методики по обеспечению эффективного использования дизайна в образовании (включая детские дошкольные учреждения)», Министерство образования и науки РФ, М., 2007.
12. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду., Jun 2008. С. 2-9.
13. Доронова Т.Н. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателей дет. сада. Москва: Просвещение, 1992.
x