Рекомендации по реализации ФОП ДО

Типология текста: Методические рекомендации

Из личных бесед с воспитателями и руководителями дошкольных образовательных организаций нам известно, что они испытывают трудности по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Ниже мы постарались ответить на наиболее распространенные вопросы.

Какие изменения в нормативно-правовых актах произошли в связи с введением Федеральной образовательной программы дошкольного образования?

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся

Приказ Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373"

Приказ Министерства просвещения РФ от 23 марта 2023 г. № 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Приказ Министерства просвещения РФ от 23 марта 2023 г. № 196 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования

Диагностическая карта соответствия основной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе (Приложение к методическим рекомендациям)

Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования

 

Из чего в настоящее время состоит основная образовательная программа?

ООП состоит их двух частей: основной (60%) и вариативной (40%).

 

Нужно ли к 1 сентября 2023 г. образовательным организациям дошкольного образования писать основную образовательную программу?

Можно, но не нужно. Для представления основной части достаточно сослаться на текст ФОП ДО.

«ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования (далее – Программа), обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы». (ФОП ДО, стр.2)

 

А почему все старшие воспитатели и методисты сочиняют для своего детского сада основную образовательную программу?

Мы не знаем ответа на этот вопрос. Можно предположить, что ими движет чувство ответственности за свой детский сад, они пытаются подстраховаться. Но, если оценивать ситуацию объективно, они подвергают себя и остальных большому риску. Ссылка на ФОП ДО дает гарантию того, что основная часть ООП сделана верно. Написанная самостоятельно программа может быть подвергнута критике разнообразного рода.

 

То есть, ссылка на ФОП ДО достаточна для реализации основной части?

Не совсем. Нужна еще рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.

 

Но ведь в ФОП ДО написано что «в содержательный раздел Федеральной программы входит федеральная рабочая программа воспитания» и есть раздел «Федеральная рабочая программа  воспитания»?

В текст ФОП ДО входит примерная рабочая программа воспитания, а не федеральная рабочая программа воспитания (такой термин не легитимен в принципе, любая рабочая программа привязана к конкретной ситуации).

В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", статья 12 дополняется частью 91 следующего содержания: "91. Примерные основные общеобразовательные программы… включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы."

О том, что это именно примерная программа (т.е. схема для создания программы) говорят и фразы в содержательном разделе, наподобие: «целесообразно учитывать в описании», «разработчикам необходимо описать» и т.п.

Следовательно, рабочая программа воспитания должна быть написана посредством доработки содержательного раздела Примерной рабочей программы воспитания (которая называется Федеральная рабочая программа воспитания, стр. 173).

 

А как правильно составить календарный план воспитательной работы?

В ФОП ДО есть «Федеральный календарный план воспитательной работы» (вообще-то, данный раздел должен называться «Примерный календарный план воспитательной работы»). Он представляет собой перечень праздников. 

 

Мне кажется странным составлять план воспитательной работы, основываясь исключительно на праздниках. Его можно как-то дополнить?

Конечно. Ведь на самом деле это примерный план. Данный раздел начинается с фразы «план является единым для всех ДОО», что наводит на ложную мысль об обязательности его использования в неизменном виде во всех возрастных группах.

Но, в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» говорится о предоставлении «педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

Статья 121  «Общие требования к организации воспитания обучающихся» Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ подтверждает вышесказанное буквально, и в ней говорится, что рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются образовательными организациями самостоятельно, но с учетом примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

Право на разработку рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы является очень важным, и его надо обязательно использовать, так как смысл значительной части перечисленных праздников недоступен для понимания детьми дошкольного возраста.  Кроме того, злоупотребление праздниками обесценивает их в глазах детей, и они утрачивают свою функцию, переставая быть радостными общественными событиями.

Также, надо помнить о том, что в статье 2 "Закона об образовании" говорится о том, что с календарными планом воспитательной работы необходимо проинформировать родителей. Можно предположить, когда родители детей второй младшей группы будут удивлены планом воспитательной работы сплошь из одних праздников, которые в принципе непонятны их детям.

Чем лучше дополнить план воспитательной работы?

Мы рекомендуем дополнить его художественными литературными произведениями, в которых поднимаются нравственные коллизии, понятные детям данного возраста. Значимым воспитательным средством является осуществление каждой из культурных практик: игры, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. В сюжетной игре у ребенка развивается понимание смысла человеческих поступков и отношений; в игре с правилами – нормативная регуляция; в продуктивных видах деятельности – целеполагание и волевая регуляция; в познавательно-исследовательской деятельности – стремление к истине. Бесспорно, каждая из культурных практик имеет свой особый, неповторимый воспитательный потенциал. В их череде особую роль играет правильная организация повседневно-бытовых событий в жизни детей.

В ФОП ДО говорится, что культурные практики можно организовывать только во вторую половину дня. А в первую половину дня их нельзя организовывать? Что это вообще такое, «культурная практика»?

В дошкольном образовании термин «культурная практика» был введен Н.А. Коротковой. Автор имел ввиду под данным понятием любую целенаправленную и осознанную деятельность ребенка, идущую от взрослого, т.е., культурную. По сути, это синоним термина «культурные виды деятельности». Ребенок играет, рисует, здоровается, пользуется ножом и вилкой – все это культурные практики.

Организация культурных практик осуществляется на протяжении всего образовательного процесса.

Каким должно быть содержание вариативной части?

Практически любым. Самый простой способ – представить ее в виде набора парциальных программ.

«Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом».  (ФОП ДО, стр.2)

«Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы». (ФГОС ДО)

«Вариативная часть Программы может быть представлена одной или несколькими парциальными программами, в том числе разработанными педагогическим коллективом данной ДОО. При этом вариативное направление должно быть отражено в целевых ориентирах, содержании деятельности по тем образовательным областям, которым соответствует (одной или нескольким), а также в условиях организации педагогического процесса.» (Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, стр.22)

 

Что такое парциальная программа?

«Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7 марта 2023 г.)» дают следующее определение парциальной программы: «Парциальная программа – это авторская (разработанная одним автором или имеющая коллективное авторство) образовательная программа, раскрывающая содержание образовательной работы с детьми в одной конкретной образовательной области (использование конкретной образовательной технологии, применение определенной методики), нацеленная на развитие обучающихся, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей». (Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, стр. 21).

Таким образом, главным является соблюдение требования ее частичности (partialis).

 

А парциальные программы должны содержать целевой, содержательный и организационный разделы?

Не должны. Ни один нормативный акт не содержит данного требования. В том-то и заключается их основное преимущество.

 

В «Рекомендациях по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» говорится, что «учебно-методические материалы могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы ДО и созданные в соответствии с ГОСТ Р 7.0.60-2020». Что же, мы должны опять покупать новые издания?

С юридической точки зрения данное требование является незаконным. В соответствии с Законом о стандартизации от 29.06.2015 № 162-ФЗ ГОСТ Р 7.0.60-2020 не является обязательным к исполнению и носит рекомендательный характер.

Одновременно, данное требование противоречит ст. 28 «Закона об образовании в РФ», где говорится что «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».

 

А как публиковать все, что нужно?

«Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы». (ФГОС ДО)

На наш взгляд, следует создать документ (в сети Интернет или на локальном диске), который будет называться «Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации (название)». В данном документе будет содержаться следующий текст:

ДОО (Название) реализует основную образовательную программу в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" с изменениями и дополнениями (Приказ от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы министерства образования и науки российской федерации и министерства просвещения российской федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования".

       Основная часть основной образовательной программы основана на Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ссылка) и составляет более 60% от общего объема программы. Воспитательная работа осуществляется на основе рабочей программы воспитания (ссылка) и календарного плана воспитательной работы (ссылка). В реализации вариативной части основной образовательной программы используются парциальные программы по развитию сюжетной игры (ссылка), игры с правилами (ссылка), продуктивных видов деятельности (ссылка), познавательно-исследовательской деятельности (ссылка) и т.д.

 

 

Скачать документ в формате PDF