Реализация образовательной деятельности «Физическое развитие» в соответствии с требованиями ФОП ДО

Типология текста: Методические рекомендации

Введение

В отношении к двигательной активности детей в детском саду мы сталкиваемся с теми же проблемами, что в организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Она заключается в конфликте интересов взрослого и интересов ребенка. Взрослые совершенно резонно считают, что ребенку нужно вырабатывать основные двигательные навыки путем целенаправленных упражнений, а дети не разделяют их точку зрения.

Для того, чтобы заинтересовать читателя этой увлекательной проблематикой, предлагаем догадаться, когда была написан текст, приведенный ниже.

"Ориентация на индивидуальные особенности и темпы развития каждого ребенка реализуется путем организации индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми; опору на интерес, эмоциональную увлеченность ребенка. Маленький ребенок, двигаясь увлеченно, способен проделать несколько километров в день. Однако от однообразных движений он быстро утомляется. Поэтому обучение детей необходимо осуществлять на эмоционально-положительном фоне, что достигается использованием игровых приемов, подвижных игр, упражнений, доступных по степени сложности..."

Дать правильный ответ, на наш взгляд, нелегко. Источник данной цитаты – книга "Воспитание детей раннего возраста", опубликованная в 1974 году, раздел "Развитие движений" (автор Э.М. Романовская). Вместе с тем, высказывание автора ничем в сущности не отличается от риторики условного автора современной программы, неважно, авторской или федеральной.

Не отличается и практика. Достаточно взглянуть на фотографию, иллюстрирующую высказывание Э.М. Романовской. По сути, она соответствует приведенному выше тексту. Вот только интерес испытывал в лучшем случае один ребенок, а остальные ждали своей очереди.

физра.jpg

 

Даже если позабыть про интересы ребенка, а брать в расчет лишь интересы взрослого, к подобной методики проведения занятия возникает ряд вопросов. На фотографии изображены дети около 2-х лет в спортивной форме. Каждый, кто имел своего собственного ребенка знает, сколько времени уходит на его переодевание в этом возрасте. А если детей 15-20 человек?

На наш взгляд, организованные занятия с детьми вплоть до старшего дошкольного возраста не имеют особого смысла. Жертвы, на которые должны пойти ради этого взрослые и дети, значительно перекрывают их практическую пользу. Мы предлагаем иным образом реализовать образовательную область «Физическое развитие».

***

Движение – врожденная, жизненно необходимая способность и потребность человека, и, не двигаясь, ребенок не может вырасти здоровым. Поэтому, перед педагогом стоит задача, чтобы ребенок любил двигать, получал удовольствие от этого, и, вместе с тем освоил движения, которые являются в человеческой культуре функционально основными, базовыми: бег и ходьбу (для перемещения в пространстве), прыжки и лазанье (для преодоления препятствий), метание – для защиты и нападения.

Каждый из детей, посещающий детский сад, характеризуется определенной нормой подвижности. Она может быть обусловлена его анатомическими и физиологическими особенностями, общим состоянием здоровья, а также, культурной средой, в которую попадает ребенок за стенами детского сада. Условно, среди множества поведенческих особенностей детей можно выделить три уровня:

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением. Он умеренно подвижны в течение дня, их движения спокойны, четки и целенаправленны. В их двигательной активности высок процент самостоятельной деятельности. Обычно, таких детей большинство, и они требуют наименьшего внимания воспитателя.

Детей большой подвижности численно значительно меньше, не более 1/5 от общего числа детей, но они наиболее заметны. Их характеризует неуравновешенное, спонтанное поведение, характеризующееся малой степень осознанности. Они совершают движения ради движения. Их движения резки, быстры, они избегают деятельности, где требуется точность и сдержанность движений. Их двигательная активность в течение дня различна и характеризуется спадами, вызванными утомлением.

Такие дети требуют значительного внимания воспитателя. Своими действиями он должен предвосхищать утомление детей, предлагать им менее интенсивную деятельность, спокойную (сюжетная игра, продуктивные формы деятельности).

Последняя условная категория – дети малой подвижности также обычно представлены 1/5 от общего числа детей. Они вялы, пассивны, быстро устают, их характеризует ряд неоформленных движений. Стараются избегать общения с детьми, превосходящими их по подвижности, и в целом неохотно посещают детский сад, их эмоциональный фон в целом низок. Нет нужды говорить, что такие дети нуждаются в наибольшем внимании воспитателя в двух взаимосвязанных направлениях: развитию интереса к движению в общем виде и развитию двигательных умений и навыков.

В возрасте 3-4 лет целенаправленные занятия физической культурой мало возможны вследствие низкой произвольности детей. На наш взгляд, усилия по организации и участию в традиционных занятиях взрослых и детей обесценивает их развивающий эффект. Большая часть времени уходит на переодевание детей в спортивную форму и другие организационные моменты.

Также, достаточно спорным является утверждение, что организованные физкультурные занятия принесут пользу всем детям без исключения. Нет нужды доказывать, что физическая нагрузка приносит пользу лишь в определенных индивидуальностью пределах. Усредненная, общая для всех детей нагрузка не принесет пользы более физически развитым детям, но может принести вред детям слабым.

Но это не основная причина, почему каждой из трех перечисленных категорий детей для увеличения двигательной активности требуются различные занятия. Для детей высокой подвижности наиболее предпочтительными являются занятия продуктивными формами деятельности, как подразумевающие точность движений, и которые обычно не рассматриваются в связи с физическим развитием детей.

В этом возрасте достаточно интенсивная двигательная активность может «вплетаться» в сюжетную игру детей: ребенок в рамках некой воображаемой ситуации катает игрушку на автомобильчике, и в продуктивную деятельность – малыш энергично возводит постройку из крупногабаритного конструктора.

Но, наилучшим средством для двигательной активности детей с относительно большой физической нагрузкой является игра с правилами, привлекательная уже в этом возрасте в силу своей результативности и возможная в условиях детского сада как «массовое» мероприятие. Дети 2-3 лет вполне способны к простому взаимодействию в игре («ты ко мне толкнул мячик, а я к тебе»). Если же взрослый выступает организатором игры, то она может приобрести более сложный характер. Таким образом, игры с правилами подвижного характера выполняют двоякую функцию. С одной стороны, это развитие произвольности (см. раздел "Игра с правилами"), а с другой стороны – развитие определенных физических качеств.

В вопросе развития физических качеств существует один нюанс, на который обычно не обращают внимание в специальной литературе, представляя развитие движений как совокупность параллельных процессов (развития умений прыгать, бегать, бросать и т.п.). На наш взгляд, это не совсем так. Мы предполагаем, что более рационально в этом возрасте сосредоточиться на чем-то одном, например, на прыжках и беге. Развитие одного типа движений послужит источником развития все остальных. Если ребенок научится хорошо (быстро, не делая лишних движений) бегать, и получать от этого процесса удовольствие, то эта способность «потянет» за собой все остальные: прыжки, метание и др.

Как и во всех остальных культурных практиках, большую роль в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей выполняют специальные предметы: мячи, обручи, скакалки, и т.д. Вначале они используются детьми не в соответствии с их назначением, а как атрибуты сюжетной игры. Так, обруч превращается в домик или в окошко, скакалка в телефонный провод и т.д. Важной задачей взрослого является показать детям способ использования этих предметов в аспекте развития движений.

Очень большую роль играет в организации двигательной активности детей рационально организованное пространство группы. Лишь в случае соблюдения требований полифункциональности и трансформируемости в отношении каждого из предметов в обычном по площади групповом помещении, возможно организовать удовлетворительные условия для двигательной активности детского коллектива. Если в помещении тесно, то все остальные действия взрослого утрачивают свой смысл.

Итак, основной деятельностью взрослого по активизации двигательной инициативы детей 3-4 лет является организация игр подвижного характера. По отношению к детям, отличным от среднего уровня (излишне или недостаточно подвижным) следует применять особый подход.

Кроме общих принципов, которых следует придерживаться при активизации двигательной активности детей, мы приведем конкретные описания занятий взрослого с ребенком. В том случае, если педагог сочтет их количество недостаточным, он может их дополнить, придерживаясь обозначенных рамок. Мы считаем, что в этом навряд ли возникнет необходимость. Дело в том, что у взрослых совершенно другие представления о разнообразии, чем у детей. То, что нам кажется скучным и обыденным (например, каждый день водить хороводы) ребенок 3-х лет считает вполне увлекательным занятием. Причины, по которым некоторые дети могут отказываться от подобного рода занятий, находятся обычно не в стремлении детей к разнообразию. Одним словом, важно не сколько содержание игры, а то, как ее проводит взрослый. Очень убедительным описанием возможных действий взрослого является описание, приведенное Т.С. Бабабджан.

Подготовка воспитательницы к проведению игры

Очень ошибочно часто встречающееся у практических работников убеждение, что для подготовки к проведению простых игр достаточно выучить мелодию песни и ее слова или текст стишка, сопровождающего игру (если песня или стишок входят в содержание игры), ознакомившись предварительно (при выборе игры) с ее содержанием. Нет сомнения в том, что совершенно необходимо выучить (и очень твердо, а не приблизительно, как это частенько случается) слова и мелодию песни или текст стишка предстоящей игры: если ведущий путает слова, входящие в содержание игры, он дезорганизует детей; если мелодия песни и слова усвоены ведущим нетвердо, он ведет игру неуверенно (так как занят припоминанием), в связи с чем снижаются интерес детей к игре и ее эмоциональность. Но можно ли обеспечить и то, и другое (интерес и эмоциональность игры) только знанием содержания игры и сопровождающих ее песни или стишка? Конечно, нет. Даже такая простая игра, как «ладушки» с ее простейшими условиями и правилами, не требующая, чтобы ее маленькие участники согласовывали свои действия друг с другом, проходит неинтересно и вяло, если ведущий (я сама это наблюдала много раз), усадив детей, сразу «приступает к делу», т. е. поет песню и показывает малышам движения, описанные в ее словах. Совсем иначе (я это видела тоже много раз) — активно и радостно — ведут себя дети в этой же игре, когда ведущий перед проведением игры проявляет интерес к ручкам детей (т. е. к «действующим лицам» игры), например, просит малышей показать, какие у них чистые руки, шутливо треплет ручку вялого ребенка, успокоительно гладит ручку ребенка-непоседы, показывает детям свои руки, предлагает посмотреть «как они хорошо хлопают в ладоши», спрашивает детей, умеют ли и они так же хорошо хлопать, восхищается, как замечательно у них получаются «ладушки» и только после того говорит детям, что споет песенку и поиграет с ними в «ладушки». Было бы очень неправильно приведенный только что пример считать рецептом проведения игры «ладушки». Можно придумать и другие приемы ее проведения, но совершенно необходимо заранее о них подумать. Это важно не менее чем усвоение ведущим содержания игры. Приведу еще два примера.

  1. Представьте, что вы наметили к проведению с детьми 2—3 лет игру «Крепкий круг». Описание игры: дети стоят по кругу без сцепления за руки. В центре круга – воспитательница. Дети пляшут по ее показу. Неожиданно воспитательница прекращает пляску и говорит: «Крепкий круг». Дети быстро берутся за руки, а воспитательница «пытается вырваться» из круга, т. е. подбегает к детям и «пробует» разорвать сцепление круга. Игра повторяется по желанию детей. «Попытки» воспитательницы в большинстве случаев кончаются «неудачей», и воспитательница хвалит детей за силу и ловкость. Если в этой игре вы впервые даете детям основное ее правило, заключающееся в том, что играющие должны по словам «крепкий круг» быстро взяться за руки и не выпускать ведущего из круга, можно ли провести действия игры в такой последовательности, как они даны в её описании? Если бы вы именно так впервые провели игру, вы сделали бы ошибку, в результате которой игра вызвала бы суматоху, растерянность, неудовлетворенность детей и очень скоро утомила бы их. Правильнее было бы такое проведение игры: вы помогаете детям образовать сцепленный за руки круг, а затем «проверяете», крепко ли они держатся за руки, т. е. обходите круг в «безуспешно» пытаетесь разъединить сцепленные руки детей, выражая свое удивление и восхищение их силой. Потом вы говорите детям, что круг получился очень крепкий, так что вы вероятно даже не сможете из него вырваться: подбегаете то к одной стороне круга, то к другой, и снова ваши попытки кончаются неудачей. После этого вы предлагаете детям хлопать в ладоши по вашему показу (сцепление круга разрывается). Внезапно прекратив хлопки, вы спрашиваете детей, смогут ли они сейчас сделать крепкий круг и повторяете сценку безуспешных попыток вырваться из круга. Только после такого вступления вы поете плясовую и показываете детям сначала плясовые движения рук (так как это не изменяет расстояния между детьми), а затем плясовые движения ног, подбоченившись, чтобы разорвать сцепление круга, чередуя пляску с возгласами: «крепкий круг» так, как это дано в приведенном только что описании игры. Таким (проведением игры вы поможете детям лучше и быстрее понять основной ее смысл, освоиться с основными ее правилами и с новым для детей способом согласования действий. При проведении такой игры вы не будете показывать детям новые плясовые движения, чтобы не перегружать внимания ребенка и не отвлекать его от основного содержания новой игры.
  2. Вы хотите дать детям игру-пляску с платочками. Обдумывая проведение этой игры, вы должны принять во внимание, что действия с этим интересным предметом, впервые данным ребенку, можно показывать не сразу, что нужно дать малышу возможность рассмотреть платочек со всех сторон, показать его соседу, поговорить о том, какого он цвета, и т, д. После рассматривания платочков вы показываете детям наиболее легкие движения игры – не в той последовательности, как они даны в описании игры (например, помахать платочком, спрятаться за него), переходите к более трудным действиям (например, спрятать в карман платочек, сложив его, вынуть из кармана платочек и развернуть его, держа за углы), причем еще не поете песню, сопровождающую игру, что бы иметь возможность останавливаться на каждом движении больше или меньше, в зависимости от того, как дети осваиваются с тем или иным движением. Только после такого введения вы дадите детям движения с сопровождением песни в той последовательности, которая предлагается описанием игры. Приведенные примеры показывают, что, ознакомившись с содержанием игры и запомнив последовательность ее движений, вы еще должны предварительно выяснить, о какой ее особенностью важнее всего в первую очередь познакомить детей и с какими основными движениями помочь детям освоиться до проведения, игры в том виде, как она описана. Выяснив это, нужно соответственно подготовиться к объяснению новой игры и к ее проведению. Без такой предварительной подготовки ведущего нередко бывает, что действия игры, казавшиеся взрослому по описанию интересными и простыми, не вызывают интереса у детей и быстро их утомляют только потому, что ведущий неправильно проводит игру. Если тема выбранной игры илп отдельные ее персонажи мало знакомы детям, нужно подготовить материал, объясняющий детям тему игры или знакомящий их с тем или иным ее действующим лицом (например, рассказ, картинки или сюжетную игрушку соответствующего содержания). Этот материал можно дать детям заранее (например, за несколько дней до проведения игры рассказ на тему, связанную с ее содержанием) или непосредственно перед проведением игры (например, картинку или игрушку).

При проведении игры нужно учесть предыдущую деятельность детей. Игра не должна проводиться тотчас после занятий детей, требующих от них сосредоточенности (продуктивных форм деятельности и др.). В теплое время года игры лучше проводить во вторую половину дня, когда спадет жара. Если нет такой возможности, то игру надо проводить в тени. Хорошо проводить игры на прогулке или в те моменты, когда у детей иссякает инициатива в их свободной деятельности, и дети затрудняются в выборе себе занятия.

Прежде чем перейти к описанию конкретных действий взрослого по развитию двигательной активности детей, рассмотрим особенности образовательного процесса в адаптационный период.

Активизация двигательной активности детей в адаптационный период

Мы уже говорили, что игра с правилами в целом подразумевает определенные соглашения перед началом игры. Например, играющие должны непременно договорится о правилах, очередности ходов и т.п. Играющие заключают соглашение, и его соблюдают. Благодаря этому игра может быть осуществлена. Когда участниками игры являются дети 3-х лет, мечтающие поскорее оказаться дома, этого трудно добиться. Поэтому, это должно быть не соглашение, ограничивающие участников в действиях, а ограничения предельно буквальные, лишающие играющего вариативности действий. Лишь они могут обеспечить необходимую в данной ситуации согласованность действий играющих. Типичным примером подобных рамок многочисленные разновидности хороводов (дети держаться за руки), ходьба строем за воспитателем ("По ровненькой дорожке"), пляска парами (см. игру "Айда").

Постепенно, ограничения начинают утрачивать буквальность. Например, в игре "Флажки" важным элементом игры является флажок, который ребенок держит в руках. Флажок лишь символизирует участие ребенка в игре, помогает ему не отвлекаться от нее.

Большую роль выполняет в игре ритм. Он обеспечивается повторяемостью действий в игре, речевым и певческим сопровождением. Ритмичность песен и речёвок должна быть приоритетной относительно содержательной стороны текста. Лексика, используемая в текстах, должна быть предельно легко произносимой. Ниже приведены примерные сценарии игр. По мере возможности мы старались указывать имена их авторов.

Игры подвижного характера в период адаптации

«Ладушки»

Слова, песни и материал движения – Н. Блуменфельд (Москва). Мелодия народная.

Игра приводится с одним ребенком, с несколькими детьми и со всей группой. Воспитательница поет песню, сопровождая пение движениями, дети подражают движениям воспитательницы, говорят «да», «тук-тук», подпевают «ля-ля» и «баю-бай».

При проведении игры со всей группой лучше предложить детям сесть (на коврик или на стулья, расставленные полукругом), чтобы каждому ребенку хорошо были видны движения воспитательницы.

Слова песни

       

  -1-
Ладушки, ладошки.
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
Да!
            -2-
Кашку -варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
Да!
            -3-
Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук-тук-тук.
Тук, тук, тук-тук-тук.
Да!
            -4-      
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Да!    
            -5-
Ладушки устали.
Ладушки поспали,
Баю-баю, баюшки,
Баю-баю, ладушки.
Да!

 

На каждый куплет назначаются условные движения, например:

1-й куплет. Хлопать в ладоши, на слове «Да» положить руки на колени («да» сопровождается одинаковыми движениями во всех куплетах).

2-й куплет. Водить пальцем одной руки по ладони другой.

3-й куплет. Ударять кулаком по кулаку.

4-й куплет. Вращение кистей.

5-й куплет. Склонить голову на соединенные ладонями руки.

«По ровненькой дорожке»

Текст стихотворения заимствован из сборника З.М. Богуславской "Подвижные игры для дошкольников", вариант И. Плакиды (Москва)[1]

Игра проводится под ритмический говорок по показу воспитательницы.

Дети идут стайкой за воспитательницей. Воспитательница говорит:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Раз-два, раз-два (2 раза)

По травке, по травке

Выше ножки!

Топ-топ, топ-топ (2 раза)

По камушкам, по камушкам (2 раза)

Дети идут простым шагом (маршируют). Шаги "по траве" (высоко поднимая ноги). Подпрыгивают на двух ногах (прыгают по камушкам).

"Да в ямку, да в ямку,

Хлоп!"

Дети садятся на корточки.

Воспитательница спрашивает детей:

"Никто не ушибся? Вставайте, почистимся! (Все счищают с платьев воображаемую пыль.)

Воспитательница продолжает:

"По ровненькой дорожке" и т.д., как в начале игры. Дети идут простым шагом.

Ох, устали наши ножки! (2 раза)

Топ-топ, топ-топ! (2 раза)

(Медленные шаги вперевалку).

А вот наш дом

Там мы живем!

Дети бегут в заранее условленное место комнаты, садятся на стулья.

"Дома" можно спеть песенку, спать, плясать, починять ботинки (постукивать кулаком по подошве), есть воображаемые кушанья, и пр., по выбору и настроению детей. Игра по желанию детей повторяется.

«Пузырь»

Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, становятся тесным кругом и понемногу расширяют его, произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся больший.

Оставайся такой

Да не лопайся.

Дети не разрывают рук, пока воспитатель не скажет: «пузырь лопнул». Тогда все дети, разорвав сцепление в руках, присаживаются на корточки, произнося слово «хлоп» и одновременно делая хлопок руками.

Руководитель может вместо слов «Пузырь лопнул» сказать «Воздух выходит», и тогда все дети, не разрывая сцепления в руках, сходятся к центру, произнося «гсс». Игра повторяется 2–3 раза.

«Передача кубиков по кругу»

Дети сидят в кругу на расстоянии одного шага один от другого. Руководитель дает двум рядом сидящим детям два кубика. По слову «Передай» дети начинают передавать кубики друг другу, причем один кубик передается в одну сторону, второй – в другую. У кого из детей кубики встретятся, те кладут кубики на землю, сами встают, выходят за линию круга и становятся спиной друг к другу. Руководитель и все играющие, прихлопывая в ладоши, говорят: «Раз, два, три – беги!» и пара бежит в разные стороны по кругу до своих мест. Выигрывает ребенок, раньше другого добежавший до своего кубика и поднявший его кверху. Затем руководитель дает кубики другим детям.

Кубики могут быть заменены другими предметами (флажками, мячами и т. п.).

Игры подвижного характера в основной период

«Птицы и трактор»

Дети изображают птиц и сидят в своих гнездах на стульях или в очерченных кружках. По сигналу руководителя «Полетели» птицы летают по всей площадке; по знаку взрослого выезжают с шипением один или два трактора (первоначально роль трактора может взять на себя взрослый). Птицы пугаются и улетают каждая в свое гнездо. Трактор проезжает кругом площадки и возвращается на место.

«Кошка и мышки»

В одном углу площадки очерчивается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем углу – кладовая, где находятся камешки, шишки, изображающие муку, сахар, крупу и т. д. Кошка засыпает в своем, домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок руководителя (как будто мыши опрокинули что-то в кладовой) кошка просыпается, начинает ловить мышей, которые стараются убежать из кладовой к себе в норку. Пойманных мышей кошка отводит к себе в домик. Кошка может ловить мышей до черты норки.

Вначале кошку изображает сам руководитель, который дает мышам: несколько раз удачно пробежать из кладовой в норку, делая вид, что он их ловит. Когда дети научатся убегать от руководителя, кошкой делается ребенок, и в игру можно ввести момент ловли и такое словесное оформление:

Руководитель говорит:    

Кот мышей сторожит,

Притворился будто спит.

Вот он слышит – вышли мыши,

Потихоньку ближе-ближе,

Изо всех ползут щелей.

Цап-царап. Лови скорей!

(Н. Френкель)

«Поезд»

Дети устанавливаются в одну линию в затылок. Каждый ребенок изображает вагон, а впереди стоящий—паровоз. Руководитель дает свисток, паровоз гудит, и поезд начинает двигаться сначала медленно, потом немного быстрее. При приближении к станции (заранее отме­ченное место) поезд замедляет свой ход и останавливается. По свистку руководителя паровоз дает гудок (обыкновенно паровозу помогают в этом все дети), и движение возобновляется.

Вначале роль паровоза исполняет руководитель. После нескольких раз паровозом выделяется один из ребят. Так же дело обстоите кондуктором. Сначала свисток дает руководитель, а затем кондуктор, выбранный из детей.

Поезд лучше давать без сцепления, так как из-за слабой координации движений в этом возрасте сцепление затрудняет движение детей, сцепленный поезд может разорваться, поездка кончиться (что на прак­тике и бывает) настоящем крушением. Каждый ребенок может изо­бражать. как хочет, движение колес, т. е. свободно вращать руками, шипеть, свистеть и т. д.       

«Кролики и собаки (прыжки)»

На одной стороне площадки очерчивается или огораживается стульями или скамейками клетка для кроликов, на другой стороне площадки помещается собачья конура, в которой находятся одна-две собаки, стерегущие кроликов. Дети, изображающие кроликов, выбегают из клетки и прыгают на двух ногах по площадке. Собаки спят в конуре. По сигналу руководителя собаки просыпаются, выбегают из конуры и с лаем гонятся за кроликами, которые убегают от собак и прячутся в клетку. Затем собаки возвращаются на место. Игра повторяется 3—4 раза.

Первое время собаку изображает руководитель, он выбирает себе щеночка из ребят, и они вдвоем гоняют кроликов.

(Л. Михайлова)

«Достань колокольчик» (прыжки, укрепление мышц спины)

Между деревьями, стойками протягивается веревка на высоте не выше поднятых вверх рук ребенка. К веревке привешиваются два бубенчика, два колокольчика, две шишки. Дети, по очереди подходя к веревке, должны подпрыгнуть вверх, чтобы достать двумя руками колокольчик.

«Спасайся от волка» (лазание, быстрота реакции)

Дети организованно в колонне идут в лес за ягодами. Придя в лес, они начинают собирать ягоды. Вдруг раздается вой волка, показывается волк: дети быстро влезают на деревья (заборчик, шведская лестница), спасаясь таким образом от волка.

Когда волк скрывается, дети снова слезают с деревьев и продолжаю собирать ягоды. Игра повторяется несколько раз, затем по сигналу руководителя дети организованно уходят из леса.

Изображать волка может кто-либо из старших детей, а руководитель должен гулять вместе с детьми. Не будучи связан ролью волка, руководитель может оказать детям помощь при взлезании, внести большую эмоциональность при сборе ягод и т. д. Момент ловли при появлении волка вносить не следует. Волка надо сажать на большом расстоянии от детей.

(Л. Михайлова)

«Умей катать мяч!»

Дети садятся в круг или полукругом, расставив ноги. Руководитель садится в середине круга против детей и катит большой мяч (диаметром 20—25 см) по очереди каждому из детей, а дети обратно катят ему мяч.

«Угадай, что в руке?»

Дети сидят за столом или на стульях по кругу, положив руки за спину. Руководитель, обходя детей, кладет поочереди каждому в руку какой-нибудь небольшой предмет, например, кубик, шар, шишку, мяч и т. д.

Получив предмет, ребенок должен ощупать и назвать его, а потом показать всем детям. Если ребенок неправильно назвал предмет, то все дети после показа хором называют показанный предмет.

Игра кончается после того, как предметы побывают у большинства детей.

«Угадай, что в мешке?»

Дети сидят по кругу на стульях, лицом к середине. Руководитель подходит поочереди к каждому ребенку с небольшим мешком в руках. В мешке лежит один или несколько предметов, например, ложка, мяч и т. д. Подойдя к ребенку, он предлагает ему наощупь узнать, что лежит в мешке. После того как все дети назовут предметы, руководитель показывает их детям. Правильно угадавшим предметы все дети хлопают в ладоши.

«Колокольчики»[2]

Основой игры является резинка, натянутая поперек группового помещения с прикрепленными к ней небольшими колокольчиками, используемыми при ловле рыбы. В зависимости от высоты натянутой резинки игра может иметь три варианта.

1) Резинка на высоте 45-50 см (с учетом длины колокольчика), и дети должны подползать под нее, не задев колокольчики.

2) Резинка на высоте 20-25 см, и дети должны через нее перешагнуть

3) Резинка на высоте 120-130 см, и дети должны дотронуться до колокольчика, подпрыгнув.

Игра может усложняться увеличением количества натянутых резинок до 2 штук (в первом и втором варианте) и изменением высоты в большую или меньшую сторону.

Действия взрослого по отношению к детям низкой подвижности

Сюжетная игра является излюбленным занятием детей, и взрослому не составит труда внести в неё элементы движений. Например, зайчик прячется, убегает от лисички. В случае участия взрослого, как игрового партнера, зайчик может стать более шустрым, чем обычно, и скрывать от лисички столь ловко, что ребенку придется приложить немало сил и ловкости, чтобы за ним угнаться. В процесс игры зайчику может понадобиться пройти по «мостику» (скамейке), и ребенок может научить зайчика, как нужно это делать.

Традиционный сюжет – поездка на «автомобиле» может принять более подвижную форму, чем обычно. Взрослый не сидит на скамеечке с рулем, возглавляя детей, а двигается с ними по групповому помещению, держа игрушечный руль в руках. Одним словом, вариантов множество. Даже обыденная реплика в адрес ребенка: «А что это твой сыночек всё время спит, он наверно и ходить не умеет?» может сыграть свою позитивную роль в развитии двигательной активности ребенка. Важно понимать, что это дело не одного дня, и эффективным будет лишь терпеливое ежедневное стимулирование активности ребенка. Резкое, грубое вмешательство в привычный для ребенка малоактивный образ жизни вызовет у него лишь еще большее отторжение от активных движений.

Большую роль в подобном направлении деятельности могут сыграть ролевые атрибуты и предметы оперирования, сюжетно связанные с движением. Лошадка на палочке, лесенка из 4-5 ступенек, объемные геометрические формы большого размера, ролевая атрибутика представителей «подвижных» профессий поможет сдвинуть сюжет игры детей в сторону экстенсивного движения.

Действия взрослого по отношению к детям высокой подвижности

Запрещать двигаться таким детьми нельзя. Если у ребенка присутствует повышенная потребность в движениях, она должна быть удовлетворена. Следует «переключать» активность ребенка на движения, требующие точности, сдержанности. Полезны все виды метания, точные движения с мячами, взаимодополнительные действия с партнером (катание мяча друг другу) и т.п.

Как подобрать игры при составлении плана работы

Как можно заметить, большинство предлагаемых игр не обладают каким-либо фиксированным содержанием. В них может быть без труда заменена как сюжетная основа (сегодня мышки убегают от кота, а завтра испуганные птички улетают прочь от трактора), так и движения, выполняемые детьми (воробей или дрозд прыгает на двух лапках, а не семенит ими, как мышь). В случае необходимости увеличения физической нагрузки её возможно нормировать дистанцией бега, высотой преодолеваемых препятствий, временем игры и рядом других характеристик.

Следовательно, содержание сюжета и разнообразие и сложность физической активности не является основополагающим критерием при выборе игры. Основным критерием подбора должна являться сложность движений играющих.

Но, при этом важно понимать, что целью воспитателя является не только необходимость активизировать двигательную активность «здесь и сейчас», но и транслировать им эту культурную практику во всей целостности. Иначе говоря, подвижная игра должна когда-нибудь перейти в самостоятельную деятельность детей. Конечно, говорить о самостоятельной игре детей 4-го года жизни рано, но закладывать фундамент самостоятельности нужно уже сейчас. Итак, в контексте развития самостоятельности критерии игры должны быть следующие:

– ритм, обеспечивающий непрерывность деятельности;

– минимальное разнообразие сигналов со стороны ведущего;

– короткий текст.

Одним словом, игры не следует излишне усложнять, преследуя какие-либо иные дидактические задачи. Результатом усложнения будет лишь привычка детей к тому, что без помощи взрослого её организовать невозможно.

Существенную роль играет не сколько связь сюжета игры с общим контекстом проводимых занятий, или новизна игры для детей, а то, как она проведена. Стремясь к разнообразию важно понимать, что все известное нам сегодня многообразие игр никогда не существовало одновременно в отдельной человеческой общности (семейной общине, деревне, селе и др.). Их многообразие является заслугой собирателей (Покровского Е.А. и многих других) и зачастую является повторяющимися вариантами одной и той же игры. В реальной жизни детей игр было немного, они повторялись изо дня в день, и интересны они были ни за счет разнообразия, а за счет удовольствия от непринужденного движения, общения со сверстниками, стремления выиграть и многого другого. Ребенку же этот многогранный интерес к подвижной игре, вкус к ней, должен привить воспитатель.

 

[1] Здесь и далее текст приводится по книге Т.С. Бабаджан Организованная подвижная игра, М.. 1948

[2] Идея игры принадлежит Дороновой Т.Н.

Скачать документ в формате PDF