Родиноведение. А.С. Симонович, 1907 г.

Типология текста: Статьи

Знакомство ребенка с окружающей средою начинается с самого его рождения. Высасывая молоко из материнской груди, покоясь на коленях матери и ощупывая ручками (рефлекторно) тело матери, ребенок знакомится с самым главным деятелем родины,—с матерью. Лежа на подушечке, маленький ребенок осматривает комнату, цвет обоев, вглядывается в блестящую поверхность мебели и т. д. Ребенок постарше подходит к вещам, близким к нему, трогает их, играет с ними и знакомится с их формою, цветом и ​чис​лом. Гуляя по улице, городской ребенок получает понятие о мостовой, камнях, фонарях, и о всех предметах, встречающихся на пути его прогулки.. Но все это невольное знакомство ребенка с окружающею средою не есть родиноведение. Хотя все, или большая часть впечатлений, полученных таким невольным путем, участвуют в деле знакомства ребенка с самыми первыми элементами его родины, все-таки это не есть родиноведение, а это подготовка к нему. Собственно родиноведение начинается в детском саду с детьми 6 и 7 лет. Это есть систематический ряд бесед, прогулок и наблюдений, предварительно хорошо обдуманных воспитательницею, ведущих к сознательному знакомству с родиной и подготовляющих ребенка к дальнейшему пониманию географии, космографии и астрономии. Спрашивается, есть ли необходимость подготовлять ребенка с малых лет к тому, чтобы он в школе ясно понимал географию? Ответ на этот вопрос надо искать в сущности школы. Учение в школе предполагает известный опыт в каждом из её учеников, опыт, ​влекущий​ за собой известные познания. Самая лучшая школа не может дать ребенку тот опыт, который он должен был приобрести в семье до школы и которого нет у него по каким-нибудь случайным обстоятельствами До сих пор опыт, который ребенок должен внести с собою в школу для понимания географии, совершенно упускался из виду. Выходило то, что географию знали, но не понимали. Еще в настоящее время можете встретить довольно образованных людей, говорящих и думающих, что в полдень солнце стоит над головою (у нас). В географии так написано будто бы. Не знают, что луна, как и солнце, восходит на востоке и заходит на западе, и т. д. Имеет ли школа возможность проверять эти данные в жизни? Все люди принимают от школы на веру вращение земли около солнца, вращение звезд и т. д. Многие из образованных людей, учившихся много географии, не могут определить стран света. Понятие о юге и севере у них очень сбивчиво. Познания, приобретаемые в школе из географии, действительно, были бы нам полезны, если бы они сгруппировали в систему ​существующие​ уже в мозгу впечатления; сама же школа не имеет времени гнаться за двумя целями. Притом то, что делается с ребенком 6 или 7 лет для того, чтобы ему сообщить известный жизненный опыт, не может иметь места в школе, где даются познания: в школе частые наблюдения за солнцем, звездами, созвездиями, планетами, луною и за другими явлениями невозможны. Родиноведение дает ребенку тот опыт из жизни, который делает познания географии в школе вполне применимыми к жизни. Солнце, звезды, созвездия и явления в природе наблюдаются отчетливо не один раз, а сотни. Страны света так врезываются в память ребенка, что он положительно ​сродняется​ со словами: юг, север, восток и запад. «Я иду на юг», говорит ребенок, вполне чувствуя и понимая, что он говорит. Он много раз видел в полдень солнце на этой стороне, и знает, что на севере он никогда не видал солнца. Ученики школы отвечают: «Сторона, где солнце никогда не бывает, — север». Но что это значит в жизни, они не знают, ибо разве есть ​такие места, где нет солнца, и где именно фиксированное место, где солнце стоит в пол​день​ школе повторяюсь только эти фразы за учителем, но ученики не понимают, что они ​означают​. Правда, они представляют себе на чертежах все это, но перенести в жизнь эти познания не удается. Родиноведение научает также ребенка измерять относительную величину предметов, сначала самых близких, потом и отдаленных. В школе величины земли и отдельных государств будут вследствие этого не голыми цифрами, а фактами, вызывающими известные представления о величине. Течение рек и ​сопровождающие​ явления тоже рассматриваются в родиноведении. Если в городе, где происходят занятия, есть какое-нибудь старое здание или памятник, то их рассматривают (с детьми 9 и 10 лет), рассказывают по поводу их, и, таким образом, касаются прежнего образа жизни людей. Одно из самых полезных свойств—​наблю​дательность​, ребенок приобретает в родиноведении. Учитель не говорит ребенку то, чего он не может непосредственно видеть. Учитель обращает только внимание ребенка на все его окружающее. Ребенок наблюдает сам, и он говорит только то, что сам видит. Ребенок видит, что солнце движется около земли, он это и говорит, но ему никогда не говорят, что это ему так кажется. Есть дети, которые проходят мимо разных вещей и предметов и ничего не замечают только потому, что их не приучили наблюдать, углубляться в одну и ту же вещь. Ребенок, проходивший родиноведение, в жизни замечает ​малейшие​ изменения вокруг себя и способен сделаться отличным наблюдателем. Планы комнат, сада, двора и т. п., которые ребенок рисует на бумаге, служат к лучшему уразумению впоследствии карт географических, астрономических глобусов. Дети долго останавливаются как на предметах, уже давно им знакомых, так и на новых, еще не знакомых им. Не нужно, ​однако же​, рассматривать каждый предмет до мельчайших подробностей, не понятных иногда детям. Точно так же не следует детям говорить вещи, им непонятные, или которые они не могут проверять. Часто дети спрашивают: «почему? зачем? откуда?» и т. д. Но эти вопросы должны быть по большей части оставлены без внимания; лучше заставлять детей самих доискиваться ответа, чем давать всегда готовый ответ. Итак, родиноведение не должно​ понимать так, что оно просто знакомит ребенка со всем его ​окру​жаюшим​. Нет! Родиноведение выбирает только те предметы из жизни людей и те явления, которые могут дать ребенку ​какие​-нибудь нравственные и умственные силы. Так, например, можно пойти с детьми в кузницу, показать им, как и что работают кузнецы, для того, чтобы дать им понятие о ремеслах. Но не следует вести детей, (занимающихся родиноведением, следовательно, до ​10 лет) в жилища тех же рабочих, показать им, как они скверно живут и едят. Это значило бы преждевременно возбуждать мысли ребенка, и даже отнять у него способность инициативы. Точно так же с явлениями природы. Детям нельзя говорить и показывать то, что для них преждевременно, или то, что они узнают после в школе. Им нельзя говорить, что не солнце движется, а земля, тогда как они видят движение солнца. Детей не нужно водить в обсерватории и показывать звезды в увеличенном виде. С детьми надо говорить по-детски и показывать им то, что, действительно, возбуждает их силы. Относительно жизни крестьян детям до 10 лет может быть доступна внешняя жизнь: работы в полях, уборка хлеба и т. п., устройство избы и внутренняя обстановка. Но обязанности каждого члена общины к миру, к землевладельцу, к правительству, не должны быть ​объясняемы​: для этого время впереди. Разумеется, здесь говорится о городских детях. Ибо, если ребенок и моложе десятилетнего возраста свыкнется, живя в деревне, с означенными отношениями, они сделаются для него как бы нормальными, устойчивыми. Но если он узнает эти явления, когда у него уже развит разум, он будет к ним относиться критически и, когда вырастет, сумеет внести свою долю изменений в эти порядки. Отсюда улучшение жизни, движение её вперед. Замкнутые ​в течение​ долгой зимы между четырьмя стенами, ​ходящие​ редко пешком, укутанные втяжелую неловкую одежду, наши дети мало видят и совсем не знают природы. Они изучают ее по книгам и поэтому-то, быть может, и развилась мало-по​малу​ русская отличительная черта — непрактичность, т.е. ​неуменье​ совладать с природой и её препятствиями: чего не знаешь, с тем и бороться трудно... Курс разделен на три степени. Первая степень назначается для детского сада (для детей 6 и 7 лет). Вторая и третья—для школы, для детей 8, 9 и ​10​ лет.

Первая степень, для детей 6 и 7 лет

Когда дети рассматривают классную комнату, не следует с ними говорить о вещах, им непонятных. Некоторые учителя имеют привычку говорить детям: «Вы пришли в школу учиться». Дети машинально повторяюсь эти фразы, но смысла их они не понимают и выучиваются говорить то, чего не понимают и не знают. Следует обращать внимание детей только на предметы классной ком​наты​; они осмотрят цвет, величину, вид, место, употребление этих вещей, и где они стоят. Часто смотрят в окно; если солнце светит, им ​указывают на это; когда идет дождь, тогда говорят о дожде; стоить радуга на небе — говорят о ней; снег идет — о снеге. Часто идут во двор; рассматривают дом, двор, сад. Часто употребляюсь слова: «направо, налево, вверх» и так далее. Гуляют также по улицам и даже за городом. Сначала предпринимается одна и та же прогулка по ​одним​ и тем же улицам несколько раз. Дорога делается знакомой, и опытный воспитатель сумеет сделать так, что прогулка по ​одним​ и тем же улицам будет иметь каждый раз новый интерес для детей. «Вот еще клен, — говорят дети; — a здесь, помните, мы прошлый раз бросили щепку в воду, и она поплыла налево». Во время прогулок не следует быть педантичным; не ​следует​ строго держать детей, чтобы они не говорили между собой. Но, с другой стороны, надо следить, чтобы был порядок во время ходьбы, а то дети разбегутся в разные стороны. Есть некоторые способы для того, чтобы привлечь внимание детей и держать их в напряжении. Можно заставить их пройти известное расстояние в такт или сосчитать шаги до известного места. Иногда им позволяют добежать до известного места, «но, — требует воспитатель,—когда дойдете до такого-то места, остановитесь все, не расходитесь, а ждите меня». Можно иногда спеть песню. Пройдя ​известное​ расстояние, воспитатель может просить детей описать ему пройденную дорогу или назвать, по крайней мере, некоторые вещи, виденные на пути. Иногда говорят детям, что там-то они кое-что увидят, но учитель не го​ворит​ им, что. Внимание их возбуждается; затем спрашивают, что они видели. Самое важное во время этих прогулок, чтобы руководителем был воспитатель, а не дети. Воспитатель должен уметь привлечь внимание детей свободно, добровольно, чтобы дети сами чувствовали, что без него не то удовольствие, не та приятность. К концу первой степени дети уже часто видели на прогулках солнце, луну, небо, облака, дождь, снег, лед, грозу, дома, двор, сад, реку, поле, лес, луг, камни, цветы, деревья, птиц, насекомых, различных людей: ​каменщиков​, матросов, кузнецов, солдат и т. д., — этого достаточно для первого ознакомления с родиной.

Вторая степень, для детей 8—9 лет

 Занятия более серьезные. Положение предметов в пространстве стараются определять уже не словами: «вправо, влево», a более общими, а именно,— относительным положением их к солнцу. Указывают на путь солнца, напоминают, когда оно давало светлую полосу в комнате, в каком месте оно заходило тогда-то, в какую сторону падала тень от таких-то деревьев во время такой-то прогулки и т. д. Наблюдают несколько дней сряду солнце. Тут можно свести все виденные явления к одному выводу: им показывают страны света. Когда спрашивают теперь: «где стоит этот дом?» воспитатель не довольствуется ответом: «этот дом стоит направо от меня», ибо стоит ребенку повернуться, как дом будет от него налево; а говорят: «этот ​дом​ стоит к югу, к северу от меня». Долго упражняют детей в распознавании стран света и на различных местах: в комнате, в саду, на дворе, на улице, на прогулках за город, которые ​предпринимаются​ этой специально целью. Распознавание стран света должно происходить весьма часто. Наблюдают солнце, место захода; наблюдаюсь различия места и времени захождения его. Говорят подробнее о действии солнца на нас и землю (в пределах детского опыта и понимания). Появляется месяц; наблюдают его: вид, цвет, время появления и различие величины и вида. Нисколько о звездах. Дети могут заметить передвижение их всех, в течение вечера, направо (как солнца и луны). Можно также наблюдать движение их около полярной звезды. С этого времени чаще наблюдают ​звезды​, отдельные созвездия: Большую Медведицу, Малую, ​Кассиопею​, Андромеду, Персея, Opион. Эти звезды очень легко определить на небе и легко их узнать по виду. Наблюдают появляющаяся планеты. Для наблюдения звезд учитель на​значает​ особенное время, по вечерам. К концу года дети и знают, и ​чувствуют​, и видясь, что не каждый день в одно и то же время звезды стоят на одном и том же месте. Они видят что за несколько недель звезды передвинулись к западу. Затем переходят к другим явлениям природы, говорят о дожде, облаках. Если в то время в природе происходит что-нибудь особенное, то говорят и об этом явлении, например, о появлении кометы, урагане; но не следует всегда только говорить о необыкновенных явлениях, а обыкновенные оставлять. Затем можно говорить о временах года. Если школа в городе, то говорят о той окрестности, которая лучше всего знакома детям. Если, поло​жим​, в ​каком​-нибудь городе есть горы (например в Воронеже, Киеве, ​Тифлисе​), то, отправляясь на одну гору, учитель рассматривает с детьми всю гору: её положение, величину, вид, ​какие​ на ней камни, травы, есть ли на ней животные, ​человеческие​ ​жилища​. Потом только можно перейти и к другой горе; но не следует рассматривать с детьми сначала все горы сравнительно (например, относительно величины, вида). Способ сравнения может быть употреблен уж после того, как дети смотрели одну гору целиком. Если есть в городе памятники, то, проходя мимо, можно сообщить нечто о них, но в пределах, доступных ​детям​. ​Исторические​ познания, сообщаемые в этих случаях, должны быть коротки и отрывочны. Дети могут записывать отдельные слова, названия предметов виденных. Они также рисуют планы виденного на досках и на бумаге. Они могут нарисовать башню, гору, план комнат, сада, двора. В школе дети рисуют на доске, но им можно задавать и на дом работу: нарисовать то же самое на бумаге. Когда дети ознакомились со странами света, они отмечают эти названия на доске в сокращенном виде: с, ю, в, з. Но не следует приучать детей, чтобы север был всегда вверху, а нужно сообразоваться с действительностью. Если дети сидят спиной к западу, и классная доска стоит ​перед​ ними, то на правой стороне доски следует поставить ю. (юг), на левой с. (север), вверху в. (восток), и внизу з. (запад). Если же дети сидят лицом к югу, то на правой стороне- будет з., на левой—в., вверху—ю., и внизу—с. С. будет вверху в том случае, когда дети ​будут​ сидеть спиной к югу, лицом—к северу, а доска будет стоять к северу. Когда на доске- обозначены страны света, тогда учитель рисует план сада (или чего бы то ни было, что дети сами измеряли) по указаниям детей; ставит названия вещей, находящихся в саду, где нужно, отчасти (а потом и совсем) сокращает эти названия, ибо- полные слова занимают много места. Но больше должно быть предоставлено самодеятельности детей, учитель должен только рисовать, что дети указывают. К концу этого периода дети могут так же изготовить план того места, с которым ознакомились. Дети делают рельефы гор из глины или песку. Тут не требуется точного соотношения. Таким образом полученные детьми сведения о своей, родине будут прочны.

Третья степень, для детей 9— 10 лет

Тут ребенок узнает много нового, так что- расширяются его взгляд и ум. Теперь изучается страна, несколько большая, чем та, что изучалась прежде, страна, которую уже они не могут охватить одним взором. Повторяют о странах света, о движении солнца, луны, о созвездиях и планетах. Центром изучения страны принимается школа, или​ та местность, где происходят постоянно беседы. Сначала страну разделяют на части. Если в городе есть гора, то берут часть города, лежащую на горе, и часть у подошвы её. Если в городе есть река, то разделяют ее на части по правую и левую сторону реки; если две или больше рек, то допускаются соответственные рекам части. Рассказывают теперь несколько больше исторических отрывков. Рисование, съемка планов и надписывание слов в сокращенном виде продолжаются, но вводятся географические термины, как русло, устье, верховье. Прогулки переходят, наконец, в ​маленькие​ путешествия. Таким образом дети получают верное понятие об их родине; они имеют понятие о несколько большей стране, знают несколько географических форм и могут приступить к изучение географии. К концу этого периода их можно провести по течению реки на значительное ​расстоя​​ние​, если возможно, до верховья или устья. Рассматривают так же и страну около​ле​​жащую​.

Скачать документ в формате PDF