Работа с родителями. Н.М. Аксарина

Типология текста: Методические рекомендации

Ясли не заменяют ребенку семью, а воспитывают его сов­местно с семьей. Успех работы яслей в большой степени зависит от того, насколько их работа согласована с семьей, так как одним из основных педагогических требований является един­ство системы воспитания, единство подходов к ребенку. Напри­мер, нельзя обеспечить ребенку правильный суточный режим, если вместо полагающихся по режиму 10 часов ночного сна ре­бенок спит дома всего 8 часов. Трудно ожидать спокойного бод­рого состояния ребенка в понедельник, если в выходной день родителей весь режим ребенка был нарушен — он днем не от­дыхал, находился длительное время в шумном обществе взрос­лых и поздно лег спать.

Очень трудно, почти невозможно быстро воспитать у ребен­ка устойчивые навыки, если родители и сестры в яслях приме­няют при этом различные, а иногда даже взаимопротивоположные подходы. В лучшем случае такая несогласованность за­держивает образование тех или иных положительных привычек, которые хотят привить детям в яслях. Чаще же отсутствие единства подходов ведет к срыву нервной деятельности ребен­ка, к нарушению аппетита, сна, настроения, к вспышкам воз­буждения, отказу от выполнения самых основных требований, к негативизму, так как приспособление нервной системы ма­ленького ребенка к часто меняющимся требованиям связано с трудностями.

Таким образом, обеспечить правильное воспитание можно только при полной согласованности между всеми лицами, вос­питывающими ребенка, а для этого нужна систематическая плановая работа яслей с семьей.

Контакт с родителями необходим прежде всего для правиль­ной организации воспитания ребенка в яслях. Рассказывая о своеобразии подхода к ребенку дома и о всех изменениях в его поведении, родители помогают персоналу группы выяснить и своевременно устранить ту или иную причину отрицательного поведения ребенка, совместно наметить правильный подход к нему. Тщательно наблюдая за ребенком, родители помогают своевременно заметить первые симптомы заболевания и тем самым предупредить распространение инфекции в яслях.

Родители через профсоюзные органы своих предприятий мо­гут помочь снять дачу на летнее время, своими силами обору­довать площадку, могут оказать общественное влияние на роди­телей, не подчиняющихся общим правилам яслей, и т. п.

Установление правильных взаимоотношений работников яс­лей с родителями необходимо также для того, чтобы родители продолжали и тем самым закрепляли формирование тех навы­ков, которые прививаются детям в яслях. Совместные согласо­ванные усилия работников яслей и членов семьи ребенка будут способствовать лучшему развитию его и более быстрому фор­мированию положительных навыков.

При близком контакте с родителями работники яслей сво­им влиянием могут устранить те отрицательные явления, кото­рые иногда еще имеют место при воспитании ребенка в семье, например посещение детьми раннего возраста кино, хождение с ними по магазинам, в гости, запугивание, наказания.

Наконец, при тесном общении сотрудников яслей с роди­телями ясли и семья могут взаимно дополнять друг друга в от­ношении воспитания ребенка. Работники яслей, учитывая усло­вия жизни семьи каждого ребенка, должны сделать в яслях то, что необходимо ребенку, но не может быть сделано в семье. Например, если по бытовым или производственным условиям членов семьи ребенок вынужден вставать раньше, чем это пре­дусмотрено режимом для детей данного возраста, ему должен быть обеспечен дополнительный или удлиненный сон в яслях. Если дома трудно организовать купание ребенка, эту обязан­ность берут на себя ясли.

Наоборот, семья выполняет то, что в силу особых условий данные ясли не могут обеспечить ребенку. Например, если в яс­лях трудно обеспечить ежедневную прогулку в бодрствующем состоянии детей до 1 года 6 месяцев, то работники группы дого­вариваются с родителями, чтобы они вечером, придя из яслей, гуляли со своими детьми. По совету сестры или педагога яслей родители, зная, что требуется ребенку по ходу его развития, могут и дома дополнительно позаниматься с ним.

Работа с семьей начинается до приема ребенка в ясли и ве­дется на всем протяжении его пребывания в этом учреждении.

Рекомендуются следующие формы работы с родителями:

1)       первичный патронаж;

2)       индивидуальные беседы;

3)       бытовой (педагогический) патронаж;

4)       групповые собрания;

5)       общие собрания;

6)       совет содействия;

7)       районные родительские конференции и другие формы са­нитарно-просветительной работы.

Работа с родителями планируется наравне со всеми разде­лами работы яслей. В этой работе принимают участие заведую­щая, врач, педагог, старшая сестра, патронажная сестра и се­стра группы.

Первичный патронаж проводится патронажной се­строй (если ее нет, то старшей сестрой или сестрой группы) до приема ребенка в ясли. Помимо выявления эпидемиологическо­го окружения, прежде всего следует получить сведения, которые потребуются персоналу яслей для проведения правильного под­хода к ребенку в первые дни. Сестра выясняет, какой режим был у ребенка, чем и как его кормили, когда и как укладывали

спать, к чему он привык, какие меры помогают его успокоить, как его уменьшительное имя и т. п. Будучи в семье, сестра ста­рается сама познакомиться с ребенком, поговорить с ним, войти с ним в тесный контакт, чтобы ребенок потом узнал ее в яслях и поэтому быстрее привык к ней.

Полученные данные помогут педагогу и врачу дать сестре необходимые указания о подходах к ребенку в первые дни, что­бы не очень травмировать его резкими изменениями образа жизни и лишь постепенно приучать к новому порядку.

Индивидуальные беседы с родителями про­водятся сестрой, врачом, педагогом и заведующей. Первую бе­седу проводит врач или педагог до приема ребенка в ясли. Пред­варительно узнав данные первичного патронажа, они знакомят мать с режимом дня, который будет установлен для ее ребенка, с основными приемами воспитания, принятыми в яслях. В слу­чае необходимости они договариваются о тех изменениях, кото­рые должны быть внесены в организацию жизни ребенка дома. В этой же беседе родители узнают о тех правилах, которые они обязаны выполнять. По желанию родителей следует показать им ясли, особенно ту группу, где будет находиться их ребенок.

Индивидуальные краткие беседы с матерью проводятся се­строй ежедневно во время утреннего приема. Сестра измеряет ребенку температуру, осматривает зев, спрашивает мать о со­стоянии здоровья ребенка, сколько часов и как он спал, как вел себя вечером. Всякое нарушение в режиме, сведения о плохом самочувствии ребенка дома учитываются сестрой. Например, если ребенок по тем или иным причинам в этот день мало спал, его надо уложить раньше или во второй раз. Если мать сооб­щила, что ребенок плохо играл, капризничал, отказался дома есть, надо проследить за ребенком — не является ли это симп­томом начинающегося заболевания. Вечером, отдавая ребенка матери, сестра имеет возможность дольше побеседовать с ней, так как мать не спешит на работу.

Содержание индивидуальных бесед сестры с родителями вытекает обычно из ее ежедневных наблюдений за обраще­нием родителей с детьми во время их приема и раздачи, а также за поведением детей в яслях. Например, сестра указывает ма­тери на неудобство одежды ребенка, рекомендуя (а лучше даже показывая) образцы удобной для него одежды. Она обращает внимание матери на ошибки в обращении с ребенком, расска­зывает, как вел себя ребенок в яслях, что нового подмечено в его развитии, как он занимался, спал, рекомендует прочитать ту или иную книжку, статью по воспитанию. Заметив какое- либо отрицательное изменение в поведении ребенка в группе (например, плохое настроение, появление раздражительности), сестра старается расспросить мать, чем это могло быть вызвано, просит ее более тщательно понаблюдать за поведением ребенка дома, дает совет, как улучшить его поведение.

Близкий контакт сестры с родителями необходим для после­дующего влияния на них.

Врач и педагог периодически, не реже одного раза в неде­лю, бывают на приеме и во время ухода детей домой для того, чтобы видеться с родителями, влиять на них и совместно с ними более правильно решать те или иные вопросы воспитания детей. Иногда тема беседы, которую хочет провести врач или педагог, требует интимной обстановки. В таких случаях мать просят зайти в кабинет, где и проводится соответствующая беседа.

Заведующая, врач и педагог устанавливают определенные часы, когда к ним могут обращаться родители за разрешением возникших вопросов.

Бытовой патронаж. Лучшим средством, устанавли­вающим связь сестры с родителями, является посещение семьи ребенка. Сестра имеет возможность видеть поведение ребенка дома, условия его жизни, отношение к нему взрослых, поэтому она может дать более конкретный, реальный совет, а иногда даже и показать, как правильно организовать жизнь ребенка (например, как выделить ребенку уголок для игры, где лучше поместить его кровать, чтобы взрослые не мешали ему спать).

Однако у групповой сестры нет достаточного времени, чтобы часто посещать семьи детей, да это и не всегда нужно. Каждое посещение должно преследовать не общую цель — ознакомле­ние со всеми условиями жизни (это делается во время первич­ного патронажа), а узкую, определенную цель, которая выте­кает из наблюдения за поведением детей в яслях или из бесед с родителями.

В одном случае требуется помочь матери выяснить и устра­нить причины, мешающие сну ребенка, в другом — проверить, соблюдается ли режим ребенка дома. Наконец, может возник­нуть необходимость поговорить с отцом об улучшении отноше­ния к ребенку. Конечно, сестра при посещении, преследуя опре­деленную цель, попутно выясняет ряд других моментов и ста­рается помочь родителям в решении и других возникших у них вопросов.

Частота посещений той или иной семьи тоже должна быть различной. Семью одного ребенка иногда требуется посетить несколько раз за короткое время, а в семье другого можно по­бывать 2—3 раза за все пребывание его в яслях. При решении этого вопроса принимаются во внимание условия жизни ребен­ка, податливость родителей воздействию и поведение самого ребенка.

Необходимость провести патронаж в том или ином случае определяется врачом или педагогом. Они совместно с сест­рой намечают и конкретную цель посещения. Данные, получен­ные при патронаже, заносятся в патронажный листок и обсуж­даются; на основе их намечается то или иное мероприятие по отношению к ребенку или семье.

Групповые собрания проводятся педагогом или врачом каждые 1—2 месяца и имеют целью дать советы по ос­новным вопросам воспитания, систематически информировать родителей о развитии их детей и о проводимой с ними работе в яслях. На этих собраниях обязательно должна присутствовать заведующая яслями.

При выборе тем для собраний следует исходить из наиболее актуальных для данного возраста вопросов и прежде всего тех, разрешение которых в условиях семьи вызывает затруднения.

Например, для групповых собраний родителей детей перво­го года жизни могут быть намечены следующие темы:

1. Режим ребенка и его значение.

2. Чем и как кормить ребенка дома.

3. Сон, его значение и методика укладывания ребенка.

4. О закаливании ребенка.

5.  Как нужно одевать ребенка (зимой и летом) и др.

На собраниях родителей детей старше года могут обсуж­даться примерно следующие темы:

1. Как обеспечить бодрое, спокойное поведение ребенка.

2. Как правильно построить жизнь ребенка в выходной день родителей.

3.  Режим дня ребенка и его значение.

4. Основные приемы воспитания.

На собрании не реже одного раза в квартал ставится сооб­щение врача или педагога о развитии детей, о работе группы. В повестку дня собрания часто приходится включать тот или иной текущий вопрос. Беседы надо строить на конкретном мате­риале, используя данные патронажа и наблюдения за поведе­нием детей в яслях. По возможности следует использовать и наглядные пособия, показать образцы одежды, графическое изо­бражение суточного режима, фотографию, отображающую какой-либо правильно организованный процесс, набор рекомен­дуемых игрушек. Когда говорится о ходе развития ребенка, можно показать, например, таблицу учета развития детей или их рисунки, лепку и т. д.

Общие собрания родителей рекомендуется созы­вать один раз в квартал. На этих собраниях, которые проводит заведующая учреждением, ставятся вопросы, касающиеся детей всех групп, например:

1) организация летней оздоровительной работы на даче и в городе;

2) значение правильного воспитания детей раннего возра­ста;

3) информация заведующей о плане работы яслей на год и другие вопросы.

На общих собраниях члены совета содействия периодически докладывают о проведенной ими работе и в свою очередь ставят перед родителями какие-либо вопросы, например о помощи родителей яслям и проведении того или иного мероприятия — помочь расчистить и убрать площадку для прогулок, устроить субботник по пошивке и починке детских игрушек.

На общих собраниях по договоренности с домом санитарного просвещения хорошо показать какой-либо фильм о воспитании детей о борьбе с инфекционными заболеваниями и другие. Например: фильмы «О самых маленьких» (консультант — проф. А. Ф. Тур) или «Воспитание детей в младшей группе яслей» (автор Кабалов, консультант Н. М. Щелованов).

Совет содействия работает согласно циркулярному письму Министерства здравоохранения СССР № 01—23/3 от 21/VII 1954 г. В состав совета входят представители от родите­лей детей, посещающих ясли, от фабрично-заводских комитетов обслуживаемых предприятий, заведующая яслями, врач, педа­гог. Совет содействия знакомится с планом работы яслей, контролирует выполнение его, наблюдает за работой персонала яслей, выполнением режима, проведением питания детей, их прогулками, деятельностью, содействует в починке оборудова­ния, проверяет обоснованность жалоб родителей и помогает ад­министрации улучшать работу яслей.

Работа с родителями должна проводиться и в доме ребенка, но цели этой работы и ее формы несколько иные, чем в яслях.

Контакт с родителями должен поддерживаться в доме ре­бенка главным образом в целях сохранения связи ребенка с семьей, а также ознакомления родителей с основными прие­мами воспитания и тем самым подготовки их к правильному воспитанию детей в дальнейшем.

Персонал дома ребенка, как и яслей, должен иметь подроб­ный анамнез ребенка, знать его прошлое, способ его вскармли­вания, привычки, создавшиеся ранее, и ход его развития. Это можно узнать путем беседы врача и педагога с родите­лями.

Прежде всего надо обеспечить продолжение грудного вскармливания ребенка хотя бы в течение 4—5 месяцев. Для этого необходимо окружить кормящую мать с первых же дней поступления ребенка большим вниманием, разъяснить ей зна­чение грудного вскармливания и создать благоприятные усло­вия для кормления грудью.

Необходимо добиваться, чтобы родители часто посещали ре­бенка: не нарушая режима, разрешить им гулять, побыть с ре­бенком некоторое время, позаниматься с ним или поговорить в отведенной для этого уютной комнате. Пользуясь посещением матери, педагог или врач рассказывает ей об особенностях по­ведения ребенка, периодически осведомляет о ходе его разви­тия, о его успехах. Следует поощрять проявления заботы роди­телей о ребенке — посоветовать матери связать шерстяные но­сочки или шарф, подарить в день рождения или в общий праздник какую-либо игрушку, сшить красивый фартучек, принести вышитый носовой платок, салфетку. Пользование этими вещами в отсутствие матери напоминает ребенку (конечно, если он старше 1 года) о ней, вызывает много разговоров, которые взрослые должны поддерживать. Родителей приглашают в дом ребенка на общий детский праздник, а тем более на праздно­вание дня рождения ребенка. Все это разнообразит и обогащает жизнь самого ребенка и способствует установлению интимной близости родителей с ребенком. Конечно, при проведении этих мероприятий необходимо соблюдение всех противоэпидемиче­ских правил.

Перед возвращением ребенка в семью мать должна побыть 1— 2 дня в доме ребенка в разное время, чтобы ознакомиться с режимом (его надо дать ей и в письменном виде), с методикой проведения кормления, укладывания, основными подходами к ребенку.

Врач и педагог должны провести беседу о том, как органи­зовать жизнь ребенка в первые дни дома, чтобы сразу резко не нарушать привычный для него распорядок, предупредить роди­телей, с какими трудностями они могут встретиться, как их лег­че всего избежать и устранить. Родители, взяв ребенка домой, имеют право в любой момент обратиться за советом к педагогу или врачу дома ребенка.

В яслях и домах ребенка с родителями проводится большая санитарно-просветительная работа (беседы, лекции, организа­ция школы матерей, выставок, вывешивание доски вопросов и ответов, выпуск стенгазеты, бюллетеней).

При проведении бесед и лекций врач, педагог освещают во­просы режима, правильной организации ухода за ребенком, значения единства подхода к ребенку при воспитании его дома и в яслях, профилактики заболеваний, организации самостоя­тельной деятельности ребенка. Расширение знаний родителей в области медико-педагогических вопросов имеет огромное значение в повышении качества обслуживания ребенка, посе­щающего ясли.

Кроме того, в районе силами районных педиатра и педагога периодически организуются конференции родителей детей, посе­щающих ясли. На родительских конференциях освещают опыт работы лучших яслей района и намечают пути повышения ка­чества обслуживания детей в яслях.

 

Скачать документ в формате PDF