Ясли не заменяют ребенку семью, а воспитывают его совместно с семьей. Успех работы яслей в большой степени зависит от того, насколько их работа согласована с семьей, так как одним из основных педагогических требований является единство системы воспитания, единство подходов к ребенку. Например, нельзя обеспечить ребенку правильный суточный режим, если вместо полагающихся по режиму 10 часов ночного сна ребенок спит дома всего 8 часов. Трудно ожидать спокойного бодрого состояния ребенка в понедельник, если в выходной день родителей весь режим ребенка был нарушен — он днем не отдыхал, находился длительное время в шумном обществе взрослых и поздно лег спать.
Очень трудно, почти невозможно быстро воспитать у ребенка устойчивые навыки, если родители и сестры в яслях применяют при этом различные, а иногда даже взаимопротивоположные подходы. В лучшем случае такая несогласованность задерживает образование тех или иных положительных привычек, которые хотят привить детям в яслях. Чаще же отсутствие единства подходов ведет к срыву нервной деятельности ребенка, к нарушению аппетита, сна, настроения, к вспышкам возбуждения, отказу от выполнения самых основных требований, к негативизму, так как приспособление нервной системы маленького ребенка к часто меняющимся требованиям связано с трудностями.
Таким образом, обеспечить правильное воспитание можно только при полной согласованности между всеми лицами, воспитывающими ребенка, а для этого нужна систематическая плановая работа яслей с семьей.
Контакт с родителями необходим прежде всего для правильной организации воспитания ребенка в яслях. Рассказывая о своеобразии подхода к ребенку дома и о всех изменениях в его поведении, родители помогают персоналу группы выяснить и своевременно устранить ту или иную причину отрицательного поведения ребенка, совместно наметить правильный подход к нему. Тщательно наблюдая за ребенком, родители помогают своевременно заметить первые симптомы заболевания и тем самым предупредить распространение инфекции в яслях.
Родители через профсоюзные органы своих предприятий могут помочь снять дачу на летнее время, своими силами оборудовать площадку, могут оказать общественное влияние на родителей, не подчиняющихся общим правилам яслей, и т. п.
Установление правильных взаимоотношений работников яслей с родителями необходимо также для того, чтобы родители продолжали и тем самым закрепляли формирование тех навыков, которые прививаются детям в яслях. Совместные согласованные усилия работников яслей и членов семьи ребенка будут способствовать лучшему развитию его и более быстрому формированию положительных навыков.
При близком контакте с родителями работники яслей своим влиянием могут устранить те отрицательные явления, которые иногда еще имеют место при воспитании ребенка в семье, например посещение детьми раннего возраста кино, хождение с ними по магазинам, в гости, запугивание, наказания.
Наконец, при тесном общении сотрудников яслей с родителями ясли и семья могут взаимно дополнять друг друга в отношении воспитания ребенка. Работники яслей, учитывая условия жизни семьи каждого ребенка, должны сделать в яслях то, что необходимо ребенку, но не может быть сделано в семье. Например, если по бытовым или производственным условиям членов семьи ребенок вынужден вставать раньше, чем это предусмотрено режимом для детей данного возраста, ему должен быть обеспечен дополнительный или удлиненный сон в яслях. Если дома трудно организовать купание ребенка, эту обязанность берут на себя ясли.
Наоборот, семья выполняет то, что в силу особых условий данные ясли не могут обеспечить ребенку. Например, если в яслях трудно обеспечить ежедневную прогулку в бодрствующем состоянии детей до 1 года 6 месяцев, то работники группы договариваются с родителями, чтобы они вечером, придя из яслей, гуляли со своими детьми. По совету сестры или педагога яслей родители, зная, что требуется ребенку по ходу его развития, могут и дома дополнительно позаниматься с ним.
Работа с семьей начинается до приема ребенка в ясли и ведется на всем протяжении его пребывания в этом учреждении.
Рекомендуются следующие формы работы с родителями:
1) первичный патронаж;
2) индивидуальные беседы;
3) бытовой (педагогический) патронаж;
4) групповые собрания;
5) общие собрания;
6) совет содействия;
7) районные родительские конференции и другие формы санитарно-просветительной работы.
Работа с родителями планируется наравне со всеми разделами работы яслей. В этой работе принимают участие заведующая, врач, педагог, старшая сестра, патронажная сестра и сестра группы.
Первичный патронаж проводится патронажной сестрой (если ее нет, то старшей сестрой или сестрой группы) до приема ребенка в ясли. Помимо выявления эпидемиологического окружения, прежде всего следует получить сведения, которые потребуются персоналу яслей для проведения правильного подхода к ребенку в первые дни. Сестра выясняет, какой режим был у ребенка, чем и как его кормили, когда и как укладывали
спать, к чему он привык, какие меры помогают его успокоить, как его уменьшительное имя и т. п. Будучи в семье, сестра старается сама познакомиться с ребенком, поговорить с ним, войти с ним в тесный контакт, чтобы ребенок потом узнал ее в яслях и поэтому быстрее привык к ней.
Полученные данные помогут педагогу и врачу дать сестре необходимые указания о подходах к ребенку в первые дни, чтобы не очень травмировать его резкими изменениями образа жизни и лишь постепенно приучать к новому порядку.
Индивидуальные беседы с родителями проводятся сестрой, врачом, педагогом и заведующей. Первую беседу проводит врач или педагог до приема ребенка в ясли. Предварительно узнав данные первичного патронажа, они знакомят мать с режимом дня, который будет установлен для ее ребенка, с основными приемами воспитания, принятыми в яслях. В случае необходимости они договариваются о тех изменениях, которые должны быть внесены в организацию жизни ребенка дома. В этой же беседе родители узнают о тех правилах, которые они обязаны выполнять. По желанию родителей следует показать им ясли, особенно ту группу, где будет находиться их ребенок.
Индивидуальные краткие беседы с матерью проводятся сестрой ежедневно во время утреннего приема. Сестра измеряет ребенку температуру, осматривает зев, спрашивает мать о состоянии здоровья ребенка, сколько часов и как он спал, как вел себя вечером. Всякое нарушение в режиме, сведения о плохом самочувствии ребенка дома учитываются сестрой. Например, если ребенок по тем или иным причинам в этот день мало спал, его надо уложить раньше или во второй раз. Если мать сообщила, что ребенок плохо играл, капризничал, отказался дома есть, надо проследить за ребенком — не является ли это симптомом начинающегося заболевания. Вечером, отдавая ребенка матери, сестра имеет возможность дольше побеседовать с ней, так как мать не спешит на работу.
Содержание индивидуальных бесед сестры с родителями вытекает обычно из ее ежедневных наблюдений за обращением родителей с детьми во время их приема и раздачи, а также за поведением детей в яслях. Например, сестра указывает матери на неудобство одежды ребенка, рекомендуя (а лучше даже показывая) образцы удобной для него одежды. Она обращает внимание матери на ошибки в обращении с ребенком, рассказывает, как вел себя ребенок в яслях, что нового подмечено в его развитии, как он занимался, спал, рекомендует прочитать ту или иную книжку, статью по воспитанию. Заметив какое- либо отрицательное изменение в поведении ребенка в группе (например, плохое настроение, появление раздражительности), сестра старается расспросить мать, чем это могло быть вызвано, просит ее более тщательно понаблюдать за поведением ребенка дома, дает совет, как улучшить его поведение.
Близкий контакт сестры с родителями необходим для последующего влияния на них.
Врач и педагог периодически, не реже одного раза в неделю, бывают на приеме и во время ухода детей домой для того, чтобы видеться с родителями, влиять на них и совместно с ними более правильно решать те или иные вопросы воспитания детей. Иногда тема беседы, которую хочет провести врач или педагог, требует интимной обстановки. В таких случаях мать просят зайти в кабинет, где и проводится соответствующая беседа.
Заведующая, врач и педагог устанавливают определенные часы, когда к ним могут обращаться родители за разрешением возникших вопросов.
Бытовой патронаж. Лучшим средством, устанавливающим связь сестры с родителями, является посещение семьи ребенка. Сестра имеет возможность видеть поведение ребенка дома, условия его жизни, отношение к нему взрослых, поэтому она может дать более конкретный, реальный совет, а иногда даже и показать, как правильно организовать жизнь ребенка (например, как выделить ребенку уголок для игры, где лучше поместить его кровать, чтобы взрослые не мешали ему спать).
Однако у групповой сестры нет достаточного времени, чтобы часто посещать семьи детей, да это и не всегда нужно. Каждое посещение должно преследовать не общую цель — ознакомление со всеми условиями жизни (это делается во время первичного патронажа), а узкую, определенную цель, которая вытекает из наблюдения за поведением детей в яслях или из бесед с родителями.
В одном случае требуется помочь матери выяснить и устранить причины, мешающие сну ребенка, в другом — проверить, соблюдается ли режим ребенка дома. Наконец, может возникнуть необходимость поговорить с отцом об улучшении отношения к ребенку. Конечно, сестра при посещении, преследуя определенную цель, попутно выясняет ряд других моментов и старается помочь родителям в решении и других возникших у них вопросов.
Частота посещений той или иной семьи тоже должна быть различной. Семью одного ребенка иногда требуется посетить несколько раз за короткое время, а в семье другого можно побывать 2—3 раза за все пребывание его в яслях. При решении этого вопроса принимаются во внимание условия жизни ребенка, податливость родителей воздействию и поведение самого ребенка.
Необходимость провести патронаж в том или ином случае определяется врачом или педагогом. Они совместно с сестрой намечают и конкретную цель посещения. Данные, полученные при патронаже, заносятся в патронажный листок и обсуждаются; на основе их намечается то или иное мероприятие по отношению к ребенку или семье.
Групповые собрания проводятся педагогом или врачом каждые 1—2 месяца и имеют целью дать советы по основным вопросам воспитания, систематически информировать родителей о развитии их детей и о проводимой с ними работе в яслях. На этих собраниях обязательно должна присутствовать заведующая яслями.
При выборе тем для собраний следует исходить из наиболее актуальных для данного возраста вопросов и прежде всего тех, разрешение которых в условиях семьи вызывает затруднения.
Например, для групповых собраний родителей детей первого года жизни могут быть намечены следующие темы:
1. Режим ребенка и его значение.
2. Чем и как кормить ребенка дома.
3. Сон, его значение и методика укладывания ребенка.
4. О закаливании ребенка.
5. Как нужно одевать ребенка (зимой и летом) и др.
На собраниях родителей детей старше года могут обсуждаться примерно следующие темы:
1. Как обеспечить бодрое, спокойное поведение ребенка.
2. Как правильно построить жизнь ребенка в выходной день родителей.
3. Режим дня ребенка и его значение.
4. Основные приемы воспитания.
На собрании не реже одного раза в квартал ставится сообщение врача или педагога о развитии детей, о работе группы. В повестку дня собрания часто приходится включать тот или иной текущий вопрос. Беседы надо строить на конкретном материале, используя данные патронажа и наблюдения за поведением детей в яслях. По возможности следует использовать и наглядные пособия, показать образцы одежды, графическое изображение суточного режима, фотографию, отображающую какой-либо правильно организованный процесс, набор рекомендуемых игрушек. Когда говорится о ходе развития ребенка, можно показать, например, таблицу учета развития детей или их рисунки, лепку и т. д.
Общие собрания родителей рекомендуется созывать один раз в квартал. На этих собраниях, которые проводит заведующая учреждением, ставятся вопросы, касающиеся детей всех групп, например:
1) организация летней оздоровительной работы на даче и в городе;
2) значение правильного воспитания детей раннего возраста;
3) информация заведующей о плане работы яслей на год и другие вопросы.
На общих собраниях члены совета содействия периодически докладывают о проведенной ими работе и в свою очередь ставят перед родителями какие-либо вопросы, например о помощи родителей яслям и проведении того или иного мероприятия — помочь расчистить и убрать площадку для прогулок, устроить субботник по пошивке и починке детских игрушек.
На общих собраниях по договоренности с домом санитарного просвещения хорошо показать какой-либо фильм о воспитании детей о борьбе с инфекционными заболеваниями и другие. Например: фильмы «О самых маленьких» (консультант — проф. А. Ф. Тур) или «Воспитание детей в младшей группе яслей» (автор Кабалов, консультант Н. М. Щелованов).
Совет содействия работает согласно циркулярному письму Министерства здравоохранения СССР № 01—23/3 от 21/VII 1954 г. В состав совета входят представители от родителей детей, посещающих ясли, от фабрично-заводских комитетов обслуживаемых предприятий, заведующая яслями, врач, педагог. Совет содействия знакомится с планом работы яслей, контролирует выполнение его, наблюдает за работой персонала яслей, выполнением режима, проведением питания детей, их прогулками, деятельностью, содействует в починке оборудования, проверяет обоснованность жалоб родителей и помогает администрации улучшать работу яслей.
Работа с родителями должна проводиться и в доме ребенка, но цели этой работы и ее формы несколько иные, чем в яслях.
Контакт с родителями должен поддерживаться в доме ребенка главным образом в целях сохранения связи ребенка с семьей, а также ознакомления родителей с основными приемами воспитания и тем самым подготовки их к правильному воспитанию детей в дальнейшем.
Персонал дома ребенка, как и яслей, должен иметь подробный анамнез ребенка, знать его прошлое, способ его вскармливания, привычки, создавшиеся ранее, и ход его развития. Это можно узнать путем беседы врача и педагога с родителями.
Прежде всего надо обеспечить продолжение грудного вскармливания ребенка хотя бы в течение 4—5 месяцев. Для этого необходимо окружить кормящую мать с первых же дней поступления ребенка большим вниманием, разъяснить ей значение грудного вскармливания и создать благоприятные условия для кормления грудью.
Необходимо добиваться, чтобы родители часто посещали ребенка: не нарушая режима, разрешить им гулять, побыть с ребенком некоторое время, позаниматься с ним или поговорить в отведенной для этого уютной комнате. Пользуясь посещением матери, педагог или врач рассказывает ей об особенностях поведения ребенка, периодически осведомляет о ходе его развития, о его успехах. Следует поощрять проявления заботы родителей о ребенке — посоветовать матери связать шерстяные носочки или шарф, подарить в день рождения или в общий праздник какую-либо игрушку, сшить красивый фартучек, принести вышитый носовой платок, салфетку. Пользование этими вещами в отсутствие матери напоминает ребенку (конечно, если он старше 1 года) о ней, вызывает много разговоров, которые взрослые должны поддерживать. Родителей приглашают в дом ребенка на общий детский праздник, а тем более на празднование дня рождения ребенка. Все это разнообразит и обогащает жизнь самого ребенка и способствует установлению интимной близости родителей с ребенком. Конечно, при проведении этих мероприятий необходимо соблюдение всех противоэпидемических правил.
Перед возвращением ребенка в семью мать должна побыть 1— 2 дня в доме ребенка в разное время, чтобы ознакомиться с режимом (его надо дать ей и в письменном виде), с методикой проведения кормления, укладывания, основными подходами к ребенку.
Врач и педагог должны провести беседу о том, как организовать жизнь ребенка в первые дни дома, чтобы сразу резко не нарушать привычный для него распорядок, предупредить родителей, с какими трудностями они могут встретиться, как их легче всего избежать и устранить. Родители, взяв ребенка домой, имеют право в любой момент обратиться за советом к педагогу или врачу дома ребенка.
В яслях и домах ребенка с родителями проводится большая санитарно-просветительная работа (беседы, лекции, организация школы матерей, выставок, вывешивание доски вопросов и ответов, выпуск стенгазеты, бюллетеней).
При проведении бесед и лекций врач, педагог освещают вопросы режима, правильной организации ухода за ребенком, значения единства подхода к ребенку при воспитании его дома и в яслях, профилактики заболеваний, организации самостоятельной деятельности ребенка. Расширение знаний родителей в области медико-педагогических вопросов имеет огромное значение в повышении качества обслуживания ребенка, посещающего ясли.
Кроме того, в районе силами районных педиатра и педагога периодически организуются конференции родителей детей, посещающих ясли. На родительских конференциях освещают опыт работы лучших яслей района и намечают пути повышения качества обслуживания детей в яслях.