Литература издревле была одним из способов освоения окружающего человека мира. Еще в большей степени, может быть, это относится к детям. Ощущение причастности к истории своего народа, представление о далеких исторических событиях, происходивших на родной земле, приходит к ребенку через книгу, связано для него с былинами об Илье Муромце и Добрыне Никитиче рассказа ми о походах Александра Невского и Дмитрия Донского, о подвигах Суворова и Кутузова. Но до определенного возраста — это всего лишь представления, и лишь у самых любознательных детей они пробуждают мысль и чувства.
Изучение истории в школе трансформирует представления в точное знание. К сожалению, нынешний школьный учебник — всего лишь свод необходимых знаний, изложенных в системе. А само преподавание этого предмета сводится обычно к схемам — ив переносном смысле, и в буквальном. Дети вычерчивают сложные таблицы, где по графам разносят князей и царей, героев и полководцев, походы и войны, а живая ткань исторических событий, лишенная конкретности и предметности, исчезает, остается за порогом эмоционального детского восприятия. А детям, чтобы они полюбили и почувствовали историю, нужны живые, полнокровные образы людей, характерные детали. Им и самим интересно знать, к примеру, как были одеты воины Александра Невского, или как писались старинные книги.
Через детали они лучше представляют далекое, а исторические лица становятся для них «своими» предками. Так начинает пробуждаться патриотическое сознание.
Замечу, что необходимую конкретность при изучении истории дает и краеведение. Если учитель из Коломны придет с классом к тому месту близ Оки, где князь Дмитрий Иванович устроил «смотр своей рати по пути к полю Куликову», событие шестисотлетней давности станет близким и понятным. Знание прошлого своего района, города; села, значимости его в истории государства рождают особую к нему привязанность, ту нравственную оседлость, что не позволяет человеку с легкой душой расставаться с родным местом.
Исторические знания, оказывающие несомненное влияние на формирование личности гражданина, патриота, дети должны черпать из того огромного и великолепного культурного наследия, которое оставил русский народ. Летописи, сказания, поучения, немеркнущее «Слово о полку Игореве», «Задонщина» — вот та прекрасная средневековая русская литература, которая дает богатейший материал в изучении истории России, Летописи, кстати, гораздо доступнее детскому восприятию, чем литература нового времени. Например, «Повесть о разорении Рязани Батыем» читается легко и с увлечением. В изданиях для детей памятников древнерусской литературы иногда необходимы лишь некоторые купюры.
Средневековая литература на протяжении всего своего развития, начиная с XI века вплоть до XVII, была училищем истории. Она не только сообщала исторические сведения, она также стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека, и человечества, открыть назначение Русского государства. Особые формы существования позволили подняться русичам над узостью национализма в своем высоком патриотическом сознании. В союзе Руси на равных основаниях участвовали и восточнославянские племена, и финно-угорские народы. Это замечательное сознание единства русского народа со всем человечеством — прекрасный нравственный урок.
Детям нужны летописи; это истинно увлекательное чтение. Их можно было бы издать в своеобразном альманахе «Рассказы русских летописей», только обязательно прекрасно изданном. И важно помнить, что литературные памятники неотделимы от общей культуры Древней Руси. В ХI веке, когда неизвестным летописцем писалась «Повесть временных лет», в Новгороде уже был выстроен удивительный по своим монументальным, строгим формам Софийский собор, а безвестный автор «Слова» мог любоваться изящной, стройной и нарядной церковью Покрова на Нерли, возведенной а 1165 году. Значит изображения архитектурных сооружений того времени и фресок — прекрасных образцов живописи той эпохи — могут cтать иллюстрациями подобного издания. С огромным интересом рассматривал бы ребенок и миниатюры, которыми древний художник украшал страницы летописей. Да и сама воспроизведенная в репродукции страница многое «расскажет» об ушедших веках: каких необычных зверей рисовал древний переписчик летописей и какие красивые были красные буквицы- инициалы, а также заставки.
Рассказы русских летописей могут быть продолжены в отдельных книгах, повествующих об определённых исторических эпохах. Череда событий представала бы в красочных, емких и точных характеристиках «действующих лиц» истории. Кто, где и когда собрался в поход, создал свод законов, отпечатал первую книгу. Такая книжка станет увлекательнейшим чтением для детей. Авторами этих книг безусловно хотелось бы видеть специалистов. Здесь недопустимо малейшее искажение или превратное толкование фактов, поскольку книги эти призваны вырастить человека безусловной исторической грамотности, отвергающего в будущем всякую псевдоисторичность.
Сегодня дети наши как в хлебе насущном нуждаются в отдельной книге по истории. Ее можно было бы назвать «Люди и события», «Люди русской истории» или «Русская история в лицах». Мне она видится большого формата, хорошо изданной, с большим числом иллюстраций. Такая книга могла бы сопровождать ребенка на протяжении многих лет его роста. Вначале он бы рассматривал картинки, потом читал, что его пониманию доступно, а впоследствии и перечитывал бы. Книга-долгожительница переходила бы от старших детей к младшим и могла бы стать семейной книгой. Ею можно награждать хороших учеников. В этом особый смысл: не просто награда — книга об истории твоей Родины!
В основе этого издания должен лежать марксистско-ленинский взгляд на историческую науку — необходимый критерий при отборе фактов и событий. Представляя детям девять веков русской истории, нельзя упускать из виду связь времен, закономерность, исторических процессов, помня при этом о том, что конкретность, предметность и выразительность деталей должны воздействовать на ребенка эмоционально.
Начать подобное издание стоит с рассказов-реконструкций о жизни Владимира Мономаха, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского — фигуры удивительно интересной в отечественной истории. Авторитет его среди людей того времени был необычайно высок. С его благословения сражались на Куликовом поле монахи Пересвет и Ослябя, олицетворившие собой патриотизм и силу русской рати. Уместны в этом издании отрывки из летописи, из «Задонщины», проиллюстрированные репродукциями с миниатюр и с отдельных клейм икон Дмитрия Донского.
И так наиболее значительные события, сопряженные с судьбами исторических личностей, дополненные изображениями, складывались бы в рассказ об истории России.
Иконография на темы русской истории обширна и разнообразна. Тут и книжные миниатюры, и шедевры иконописи, и создания художников — свидетелей ушедших эпох, и исторические реминисценции в живописи и скульптуре XVIII и XIX веков. Дело такта и вкуса художника-оформителя отобрать необходимое. Первенствующее место, безусловно, должны занимать произведения-современники» событий, но возможно включение и работ нынешних художников. В наши дни работают несомненно талантливые люди, со своеобразным и интересным отображением исторической тематики. Важно, чтобы слово и изображение не расходились, а давали общую, цельную картину событий, явлений. Нельзя забывать о подлинном историзме, иначе множатся псевдо-изображения и псевдолитература, трактующие исторические факты предвзято.
Повторю еще раз: прошлое Родины станет для детей близким и понятным благодаря конкретному знанию. Родина, страна — не абстрактные понятия, они воспринимаются детьми через любовь к своему городу, краю. Краеведческая детская литература должна помочь в этом. О Пскове, Новгороде, Рязани ни есть прекрасные книги, но не для детей. Для них нужны особые издания, с иными иллюстрациями, с живым, доступным текстом, воспитывающим уважение к предкам, к их труду, героизму. Подобные книги подтолкнут детей к практическому краеведению, к исследованию своей старины, к собиранию старых предметов быта и обихода.
У нас много издается самых различных научно-познавательных книг, и это очень хорошо. Но историческая книга для маленьких забыта. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. Патриотическое воспитание — одна из них. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и сильнее разумом.
Записала Н. Назаревская