Н.А. Короткова. К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада.

Типология текста: Методические рекомендации


Как правильно подобрать материалы и оборудование для детского сада?

Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, мы должны развести два вопроса:
1) предварительное упорядочение, введение в какую-либо систему всего множества этих материалов;
2) конкретное оснащение группового помещения.
Первый вопрос может быть решен только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.

Заметим, что в решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы трех взаимосвязанных профессиональных групп: педагогов, которым надо рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы требуются дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке. Всем этим заинтересованным лицам нужны ориентиры, позволяющие работать в общем смысловом поле.

Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его "обслуживающий".
Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы:
1) игрушки (для свободной деятельности детей); 
2) дидактические пособия для занятий.
Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем "превращались" в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.

Новые программы и пособия - новое предметное оснащение.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы (и методические пособия к ним) дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования "под программу" уменьшает свободу действий воспитателя.
Еще одно обстоятельство, обострившее проблему, - нахлынувший на педагогов вал предметного развивающего материала.
В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешевой и не всегда качественной. Дошкольников "захлестывают" волны Барби, тамагочи, покемонов и пр., быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающих игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (все множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагоге, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях очень трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).
В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.

Игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность - слагаемые образовательного процесса.

Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.
Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов.
Подбор конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на обобщенный тип материала, он может осознанно выбирать из множества взаимозаменяемых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.

Система упорядочения материалов для "обслуживания" образовательного процесса.

Положим, педагоги имеют систему упорядочения материалов, понимают, какие их типы нужны для "обслуживания" образовательного процесса. Но есть еще один важный момент при подборе материалов - учет пространства группового помещения.
Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и в буквальном смысле встраиваться в групповое помещение.
В вопросе конкретного подбора и количественного насыщения группового помещения материалами интересы упомянутых выше профессиональных групп расходятся. В самом деле, коммерческие интересы производителей и торговых фирм заключаются в том, чтобы создавать и реализовывать как можно больше продукции, навязывая детским садам все новые и новые материалы. Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам безудержной "потребительской гонки".
Назойливая реклама и практическая доступность любого рода материала (в том числе и педагогически ценного) может приводить к перенасыщению, калейдоскопичности среды, что так же вредно, как и ее скудость. Во-первых, само по себе обилие материала не дает гарантий успеха в развитии (как и "вбивание" в голову ребенка чрезмерного количества конкретной информации). Во-вторых, пространство детского сада имеет пределы и не может вместить все "полезное", что предлагают, с одной стороны, разные образовательные программы, а с другой стороны, рынок игрушек и полиграфической продукции. В этом плане педагогу нужны известные самоограничения. Тезис "много - значит хорошо" не всегда верен.
К "искажению" среды может приводить и чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу "новое - значит хорошее" (например, многие группы детского сада заполнены паззлами, которые вытесняют традиционные мозаики, имеющие гораздо большую развивающую ценность).

Два важных условия оснащения группового помещения.

Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать два условия при оснащении группового помещения:
- во-первых, выбранные материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерности и без недостатка) целостную, многофункциональную среду;
- во-вторых, материалы нового поколения и традиционные, показавшие свою развивающую ценность, должны подбираться сбалансированно.

Кстати, в перенасыщение среды вносят свою лепту и разработчики программ: как правило, специалист, проектируя свой раздел образовательного процесса, наполняет его содержанием и предметным материалом так, как будто других разделов с соответствующим материалом не существует.
На наш взгляд, в вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры "необходимого и достаточного" для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия.

Опубликовано в журнале «Обруч» 02/2004

Скачать документ в формате PDF