Н.А. Короткова. Передача родителям способов игры с детьми: ключевые ситуации.

Типология текста: Статьи


Игрушки и передача игровой культуры.

Игровая деятельность - культурная форма активности ребенка; ее становление зависит оттого, насколько окружающая среда способствует этому процессу.
Культурная игровая среда включает в себя две составляющие:
1) образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и старшие дети;
2) предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру (в нем как бы заключены способы игровой деятельности).
Чтобы игра развивала ребенка, усложнялась с возрастом, необходимы обе составляющие. Вместе с тем, в современной семье бытует представление, что достаточно снабдить ребенка игровым материалом (игрушками), и с игрой будет все в порядке. Но это далеко не так.

Традиционно игровая культура (способы игровой деятельности) передавалась маленькому ребенку через его включение в разновозрастную группу (дворовую, семейную - с братьями и сестрами), где старшие дети были носителями игры, а младшие постепенно перенимали их игровой опыт. В современных условиях, когда в семье, как правило, один ребенок, а дворовые группы исчезли, этот путь приобщения к игровой культуре закрыт. Для дошкольников, посещающих детский сад, носителем игровой культуры должен стать воспитатель. Желательно, чтобы и родители отчасти взяли на себя эту функцию, время от времени играя с ребенком дома, не оставляя его один на один с игрушками.

Как приобщить родителей к игре с детьми?

Приобщить родителей к игре с детьми можно разными путями.
Первый - предложить пособия, содержащие информацию о значении игры для развития дошкольника, о том, как играть с ребенком на разных возрастных этапах (такие книги есть, в том числе и наша[1]. Однако не все родители располагают временем и имеют достаточный культурно-образовательный уровень, чтобы воспринять такую информацию и воспользоваться ею.
Второй путь, который мы предлагаем в этой статье, более эффективен. Он заключается в том, чтобы организовать в детском саду ситуации (назовем их ключевыми), которые помогут родителям понять, как использовать игрушки (игровые материалы) для развития ребенка. Организуя такие ситуации, специалист (воспитатель или психолог детского сада) передает игровую культуру одновременно и детям, и их родителям, показывает в живой совместной игре, как можно взрослым включиться в партнерскую игровую деятельность с ребенком. Этот путь позволяет родителям, посетив детский сад несколько раз, понять, что такое игра дошкольника, открыть возможности игрового материала и в домашних условиях суметь подключиться к игре ребенка, придать ей новый творческий импульс.
Вопрос заключается в том, какие игрушки (игровые материалы) выбрать для ключевых ситуаций, чтобы последние были наиболее информативными для родителей, приводили к возникновению "ага-реакции" ("Я понял/а, как надо играть").

Сюжетная игра и игра с правилами.

Как известно, в дошкольном возрасте игровая деятельность представлена двумя видами - сюжетной игрой и игрой с правилами.
Игра с правилами - это формализованная деятельность; она обычно связана с вполне определенными материалами - "настольно-печатными играми" (гусек, лото) и менее нуждается в пояснениях, нежели сюжетная игра (на коробках настольных игр или во вкладышах всегда напечатаны правила игры и варианты к ним). На сюжетных игрушках нет ярлычков с рекомендациями, что делать с этими игрушками, а десятилетия, отделяющие родителей от своего собственного дошкольного детства, не дают возможности вспомнить в подробностях, "как же мы играли, когда нам было три года, ...пять, шесть лет”. Поэтому в подборе ключевых ситуаций мы ограничимся сюжетной игрой.

Три этапа становления сюжетной игры.

Будем исходить из того, что становление сюжетной игры дошкольника включает три этапа:
1) освоение азов игры (условное - замещающее - действие с предметом) в 1,5-3 года;
2) освоение ролевого действия и взаимодействия (принятие на себя роли "другого") в 3-5 лет;
3) освоение сюжетосложения (комбинирование различных событий в связную последовательность) в 5-7 лет. Все способы построения сюжетной игры необходимо своевременно "открыть" не только детям, но и родителям, показав последним, как выстраивается целостная воображаемая ситуация и развертывается процесс игры на каждом возрастном этапе[2]. Мы продемонстрируем это на небольшом круге игрушек (игрового материала), в которых как бы сконцентрирован тот или иной способ игры.

Возможны два варианта развертывания ключевых ситуаций. Первый вариант рассчитан на взаимодействие родителей и ребенка с психологом детского сада, поскольку камерная ситуация его комнаты наиболее приближена к домашней обстановке. Второй вариант рассчитан на ситуацию группового помещения, когда родители включаются в игру воспитателя с небольшой подгруппой детей. Этот вариант позволяет родителям не только освоить способ игры с ребенком, но и увидеть своего ребенка среди других детей, понять, как взаимодействуют сами дети в игре, чтобы в дальнейшем игровом партнерстве со своим ребенком не занижать возможностей его возраста, но и не подавлять сверхтребованиями.
Различие между этими вариантами заключается еще и в том, что психолог имеет возможность контролировать предметную среду своей комнаты (подбирать игровые материалы, "бьющие в точку") и развертывать именно тот способ игры, который нужен ребенку данного возраста. В групповом помещении, насыщенном предметно-игровым материалом, воспитатель лишь отчасти является инициатором игры. Ребенок может увлечься сам (и увлечь родителей) совсем не той игрой, которую хотел бы развернуть педагог (здесь оказывают влияние и другие дети, особенно в старшем дошкольном возрасте). Поэтому воспитатель, предложив для совместной игры тот или иной материал, в дальнейшем использует тактику подключения к развернувшейся детской игре. Как ни парадоксально, но воспитатель в ключевой ситуации должен быть гораздо большим импровизатором, нежели психолог на своих игровых сеансах.

Ключевых ситуаций, которые мы предлагаем, немного. Желательно "подстроить" их под начало очередного возрастного этапа, когда дети осваивают новый способ построения игры (это придаст импульс игре на долгое время).
Игровые сеансы с психологом рассчитаны на 15-20 минут (во время, отведенное для консультирования родителей).
Игра с детьми и воспитателем в групповом помещении рассчитана на 20-30 минут.
При этом педагог может уделить каждому родителю примерно 7-10 минут. В условленные дни (по договоренности с воспитателем) на игровой сеанс (тренинг) могут приходить один-два родителя (во время, отведенное для свободной деятельности детей, ближе к вечеру, чтобы ребенок после игры мог уйти домой вместе с родителями).

Одушевляем куклу - условное игровое действие (ребенок двух-трех лет).

Кукла (или мягкая игрушка - мишка, зайчик) крупная или средних размеров (25-35 см) - основная игрушка ребенка двух-трех лет. Вокруг нее строится воображаемая ситуация, осуществляются условные игровые действия, возникает необходимость использования предметов-заместителей. Главное, что должны понять мамы (в основном они играют с маленькими детьми), - для игры необходимо "приписать" кукле (мишке) чувства, желания самого ребенка, выразить их за куклу (имитируя ее речь) и попробовать осуществить их за счет подходящих сюжетных игрушек и предметов-заместителей. Психолог или воспитатель, втягивая маму с ребенком в игру, должен показать, как много разнообразных действий, их комбинаций можно развернуть с использованием небольшого количества игрушек и подручного полифункционального материала. Следует также познакомить маму с приемом смыслового (сюжетного) комментирования действий ребенка. Использование этого приема в обыденной жизни очень важно: не отвлекаясь от своих дел, взрослые таким образом могут "подбрасывать" ребенку идеи для продолжения игры.

В комнате психолога.

Психолог приглашает маму с ребенком к себе в комнату и предлагает поиграть всем вместе. Игровые материалы заранее приготовлены: две куклы, мишка (на каждого участника - по персонажу); небольшой набор крупной игрушечной посуды (три тарелки и три чашки, чайник, кастрюлька, сковородка; ложки, вилки и ножи не нужны), настольная кухонная плита (или картонная коробка с нарисованными конфорками), пара "съедобных" предметов-муляжей (морковка, яблоко). Важная составляющая набора - пластиковая или картонная коробка с полифункциональными предметами: зеленый и красный шар (мяч) небольшого размера, несколько палочек, деревянные бруски разного размера, кольца от пирамидки, мисочки-вкладыши и т.п. Стоящий в комнате мягкий детский диванчик со съемными подушками, несколько детских стульев, две-три вкладывающиеся друг в друга коробки (пластиковые, картонные) послужат материалом для устройства кукольных кроватей, столов и т.п.

Встреча начинается со знакомства - как зовут ребенка, маму, психолога и тех, кто "живет" в комнате (имена кукол, мишки). Как правило, ребенок сразу берет понравившегося ему персонажа (девочка обычно - куклу, мальчик - мишку). Психолог, взяв другого персонажа (например, куклу), обращаясь к нему по имени, "приписывает" ему какое-то желание: "Маша, ты, наверное, проголодалась, надо тебя покормить". Обращается к участникам игры: "Ваши дети тоже, наверное, есть хотят. Давайте приготовим им обед. Что мы им сварим?" (Обсуждаются предложения участников.) Психолог начинает "варить" (кашу, суп и т.п.) и передает эстафету ребенку (или маме), предлагая вместо недостающих предметов заместители (вместо крупы - детали мозаики, вместо ложки - палочку, к яблоку-муляжу добавляет цветные мячики, "чтобы всем хватило сладкого" и т.п.).

Психолог выступает инициатором и образцом игровых действий - он предлагает покормить проголодавшихся "детей" (каждый участник игры кормит свою куклу); умыть их после еды (из воображаемого крана); уложить спать (всем "детям" устраиваются кроватки из подручного материала). Выстраивая цепочку игровых действий, психолог постоянно апеллирует к другим участникам игры, ориентируя их на соответствующие действия по отношению к своим персонажам ("Моя Маша хочет умыться, а твой Миша? А Ваша девочка?" И т.п.).

Побыв инициатором цепочки игровых действий, психолог может немного устраниться и предоставить полную свободу ребенку и маме. Как правило, ребенок начинает заново воспроизводить понравившиеся игровые действия: кормит, умывает свою куклу (и других тоже). Чтобы показать возможности развертывания игры, психолог предлагает новый цикл событий: "Давайте, они пойдут гулять. (Обращается к кукле.) Маша, хочешь погулять? Она хочет". Все участники намечают место прогулки (двор, лес, парк и т.п. - по выбору) и т.д. Дальнейшие действия ребенка психолог "угадывает" и комментирует ("Твой Миша снова захотел есть? Ты жарил ему котлеты?"), чтобы помочь маме освоить этот прием "подбрасывания" идей.

В групповом помещении с воспитателем.

Ситуация развертывается примерно так же, как и в комнате психолога. Отличие в том, что в групповом помещении гораздо больше игровых материалов, которые рассредоточивают внимание ребенка, и много детей, которые также хотят пообщаться со взрослыми. Поэтому воспитатель действует, так сказать, "короткими перебежками": ориентирует маму и ребенка на воображаемое событие ("Куклы проголодались, надо бы их покормить - приготовить обед") и оставляет на какое-то время, а сам занимается с другими детьми (которым тоже хочется приготовить обед и покормить своих кукол). Через несколько минут воспитатель вновь обращается к паре мама-ребенок и предлагает новое событие ("Куклы хотят спать? Уложу свою Машу, вот ее кроватка, а где ваши дети будут спать?").
В своем групповом помещении ребенок быстро переключается на другие игрушки (например, берет автомобиль), тянет маму за рукав и демонстрирует ей свои действия. Эти моменты воспитатель использует для того, чтобы ввести смысловое (сюжетное) комментирование и инициировать новый цикл игровых действий ("Ваши дети поехали кататься на машине? Наверное, в лес.., на дачу...").
Игрушек, которые могут привлечь внимание ребенка, в группе много, поэтому от воспитателя требуется умение импровизировать (всего спектра детских действий не предугадаешь заранее).

Импровизации воспитателя послужат хорошим образцом для мамы в ее игре с ребенком дома.

 


[1] Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как иг­рать с ребенком. М.: Академический проект, 2001.

[2] Предлагая дальнейшие рекомендации, мы исходили из того, что специалисты - воспита­тели и психологи - обладают достаточным кру­гам представлений об игре дошкольника. Для уточнения наших позиций см.: Н.Я. Михайлен­ко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: "Гном и Д", 1997; Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Ака­демический проект, 2002; Как играть с ребен­ком. М.: Академический проект, 2001.

Скачать документ в формате PDF