Типология текста: Статьи

Н.А. Короткова. Сюжетная игра с детьми четвертого года жизни. Окончание.



История одной группы детей. Наблюдения автора.

Продолжение[1]

Первая часть статьи
Вторая часть статьи

Эпизод четвёртый, ноябрь (через неделю).

Я намеревалась инициировать игру по мотивам сказки «Теремок» (страховочный вариант «Три поросёнка»), но реальность с самого начала разбивает мой проект.
Как только я появляюсь в группе, ко мне подбегает Коля с докторским чемоданчиком.

Коля. Давай играть!
Н.А. Ты доктор Пилюлькин?
Коля. Да!

Что ж, придётся поддержать инициативу мальчика, а заодно попробую задействовать телефон, включить Колю в ролевой диалог.
Кстати, замечаю, что в группе появились ещё два игрушечных телефона.

Н.А. (немного отхожу в сторону, в телефон). Доктор Пилюлькин, я заболела, можно к вам прийти?
Коля. Приходите!

Подхожу к Коле, который раскладывает медицинские принадлежности.

Настя (подбегает с куклой). И у меня дочка заболела!

Здесь же оказывается и Юля.

Юля. И у меня дочка заболела!
Н.А. (Юле). А ты позвони доктору!
Юля (в телефон, повторяет мои реплики). Доктор, у меня дочка заболела, можно прийти?
Коля (в телефон, Юле). Приходите!

Подходит Маша.

Маша. И у меня заболела дочка!
Н.А. О, сколько больных! Придётся подождать в очереди.Я первая к доктору!

Девочки с куклами встают рядом со мной.

Н.А. (Коле). Полечите меня, доктор! Там ещё ждут больные.

Коля манипулирует докторскими принадлежностями, но не решается «лечить» меня.

Коля (Н.А.). Лучше ты!
Н.А. Хочешь, чтобы я была доктором?
Коля. Да!

Раз Коля не решается на ролевые действия, а играть со мной ему явно хочется, придётся ему помочь - сделаю его дублёром.

Н.А. (Коле). Ладно, я доктор. А ты будешь мне помогать. Хорошо?
Коля. Да!

Лечу дочку Насти, прошу Колю дать ей таблетки, то есть подключаю его к ролевым действиям. Затем, то же с дочками Юли и Маши. Развёртываю со всеми ролевой диалог. Предлагаю идти с дочками домой и давать им таблетки. Девочки уходят в кукольный уголок.
Коле, видимо, игра в доктора надоела. Но он не отходит от меня, ставит рядом два стула, берёт руль, рулит.

Коля. У меня машина!

Это мой небольшой успех: вместо беспорядочной беготни с рулём - самостоятельная организация ребёнком пространства События.
В это время образовалось много «докторов» из наблюдавших за нами детей. Вася, Аня, Руслан надели шапочки, и каждый индивидуально манипулирует докторскими принадлежностями.
Я продолжу взаимодействие с Колей: поддержу его новую инициативу, попробую активизировать ролевую речь мальчика в контексте его игры.

Н.А. (Коле). Шофёр! Я поеду навестить больную. Отвезёте меня?
Коля. Да!

Сажусь рядом с Колей, он рулит и гудит.

Н.А. Шофёр, приехали?
Коля. Нет ещё. Ещё долго!

Коле хочется подольше удержать моё внимание.

Н.А. Надо поскорее, там больная девочка ждёт.
Коля. Всё, приехали!

Оставляю Колю. Направляюсь в кукольный уголок. Девочки укладывают своих «дочек» в кровати.
Воспользуюсь случаем активизировать у Насти использование предметов-заместителей - у неё почти нет функциональных предметных игровых действий, она самостоятельно не использует заместители, всё воспринимает буквально.

Н.А. (Насте). Я доктор, приехала навестить вашу дочку. Она поправилась?
Настя. Она долго будет болеть!
Н.А. Я её послушаю. (Кукле.) Дыши, не дыши! (Насте.) Получше уже. Давайте ей таблетки. Можете её вымыть в ванне.
Настя. А где ванна?

Беру попавшуюся на глаза крышку от картонной коробки.

Н.А. Давай это ванна!

Усаживаю с Настей куклу в коробку.

Н.А. Шшш... Душем польём. (Душ воображаемый.)

Рядом Тёма. Он с интересом наблюдает за нашими действиями.

Тёма. И моего поросёнка вымойте! (Усаживает в ванну-коробку игрушечного поросёнка.)
Н.А. (Насте). Всё! Мама, вытирайте дочку - и в постель!

С Тёмой моем его поросёнка.
После моют своих кукол Лера и Аня, которые всё это время были в кукольном уголке и наблюдали.
Что делают остальные дети? Коля рулит в своей машине, к нему присоединяется Тёма с поросёнком. Несколько детей заняты настольным конструктором. Кто-то всё ещё копается в докторском наборе.
Я делаю записи. Юля и Настя рядом со мной, наблюдают, явно ждут, что я буду делать дальше, может быть, затею ещё какую-нибудь игру.
Вот, пожалуй, подходящий момент для возвращения к моему проекту.

Н.А. (Насте и Юле). Давайте в «Теремок» играть? (Девочки озадаченно молчат.) Или в «Три поросёнка»?
Настя (с воодушевлением). Я знаю про три поросёнка! (Сказку читали в группе накануне.)
Н.А. (Насте). Давай я волк, а ты поросёнок! У тебя был дом из соломы. (Составляю два стула сиденьями внутрь.) Это твой дом. А волк его сдувал.
Настя прячется в дом, я дую изо всех сил.
Настя. А у меня каменный дом!
Н.А. Значит, ты поросёнок Наф-Наф! А у его брата Ниф-Нифа дом из соломы. (Ставлю ещё два стула.) Кто поросёнок Ниф-Ниф?
Юля. Я! (Прячется во второй дом.)

Настя тоже сидит в своём доме. За всеми нашими действиями наблюдают подошедшие Тёма и Паша.

Н.А. Волк сдул дом из соломы! (Дую на Юлин дом.)
Тёма. Я волк!
Н.А. Ладно, ты волк, а я ещё один брат- поросёнок, Нуф-Нуф! Это мой дом. (Строю себе третий дом.) Ты мой дом сдул.
Тёма изо всех сил дует на третий дом.

Я покидаю дом, подхожу к Юле.

Н.А. Я поросёнок Нуф-Нуф. Мой дом волк сдул. Брат Ниф-Ниф, спрячешь меня?
Юля. Да, спрячу!
Тёма теперь дует на Юлин дом.
Н.А. (Юле). Волк и твой дом сдул. Ниф- Ниф, побежим, спрячемся у брата - поросёнка Наф-Нафа!

Идём с Юлей к Настиному дому.

Н.А. (Насте). Наф-Наф, спрячешь нас? У нас волк сдул дома.
Настя. Спрячу, у меня дом каменный!

Все прячемся у Насти в доме.

Тёма дует на Настин дом.
Паше надоело просто наблюдать, он тоже дует.
Тёма. Сдул!
Н.А. Нет, этот дом крепкий!

Подходит Маша, она надела маску поросёнка.

Маша. Я тоже поросёнок!

Все участники игры очень оживлены. Подходят и другие дети, сказка всех притянула.
Несколько мальчиков (Антон, Руслан, Паша, Тёма, Коля) дуют на дом, а девочки прячутся в доме. Все смеются.
Воспитательница предлагает собираться на прогулку.
Но тут неожиданно возникает инициатива, которую мне было бы жаль упустить.

Тёма (с телефоном в руках, подбегает ко мне). Я тебе звонил!
Н.А. (в воображаемый телефон). Алло! Доктор Пилюлькин слушает! Кто это звонит?
Тёма. Шофёр!
Н.А. У вас всё в порядке, шофёр? Аварий нет?
Тёма. Нет!
Н.А. Приходите ко мне, если заболеете!
Тёма. Приду! До свидания!

Коля, подражая Тёме, тоже берёт телефон, подходит ко мне.

Коля (в телефон). Здравствуйте!
Н.А. Здравствуйте! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?
Коля. Шофёр!
Н.А. Приходите ко мне полечиться, шофёр!
Коля. Завтра приду! (Оставляет телефон.)

Инициативная ролевая речь Коли - наша маленькая победа.
К телефону подходит Руслан. Он с интересом наблюдал за нашими играми, но как- то всё время оказывался на периферии.

Руслан (в телефон). Алло!

Надо поддержать и эту инициативу.

Н.А. Алло! Доктор у телефона! Кто это звонит?
Руслан. Я!

Попробую предложить ему роль.

Н.А. Это шофёр?
Руслан (соглашается). Да!
Н.А. Шофёр, доктор сегодня уже не принимает. Приходите завтра!
Руслан. Ладно! (Кладёт трубку.)

Тёма всё это время рядом, никак не может закончить игру.

Тёма. Я шофёр! Сейчас машину сделаю!

Няня предлагает ему собираться на прогулку.

Тёма (Н.А.). И ты пойдёшь?
Н.А. Нет, я останусь здесь.
Тёма (сочувственно). Пойдём с нами! Ещё поиграем. Тебе здесь дышать нечем.

Подведём итог.

Мне пришлось изменить первоначальный проект: у детей возникла игровая инициатива, которую обязательно надо было поддержать. Инерция предыдущей игры («доктор») очень сильна, и появление взрослого партнёра актуализирует прошлую тематику, особенно у детей, ранее бывших на периферии игры, которым не удалось непосредственно взаимодействовать со взрослым.
Игра по сказочному сюжету также вызвала интерес и оживление у детей. Здесь было важно наличие известного всем контекста (прочитанная накануне сказка). Кроме Насти и Юли, которым я предложила играть в «Трёх поросят», к игре подключились и другие дети, без специального приглашения. Практически все дети группы или участвовали в игре непосредственно, или исподволь наблюдали, занимаясь другими делами.

Мой проект на следующий раз.
Первое, что хотелось бы сделать, - инициировать игру по сказке «Волк и козлята». Её сюжет более сложен по структуре. Он содержит не повторяющиеся одинаковые События, как в «Трёх поросятах» (волк дует - поросята прячутся), а последовательный ряд из разных Событий: наказ козы козлятам, взаимодействие волка и козлят, соревнование козы и волка. Иначе говоря, я попробую через сказку ввести в игру движение от одного События к другому.
Вторым пунктом плана я намечу подключение к игре одного из мальчиков - Васи, чтобы выяснить уровень его игровой деятельности, который мне пока не вполне ясен.

Эпизод пятый, ноябрь (через неделю).

Сегодня в группе появились новые игрушки: маленькие пластмассовые фигурки человечков и приклад к ним (мебель, паровозик с вагоном, маленький трактор и т.п.). Дети рассматривают игрушки, манипулируют ими.
Дам им немного времени для освоения игрового материала, а потом уже приступлю к своему проекту.
По прошествии пятнадцати минут половину детей забирают на музыкальное занятие.
Подходящий момент, чтобы предложить оставшимся поиграть по мотивам сказки «Волк и козлята» (сказку недавно прочитали в группе, все её знают).

Н.А. (подошедшим детям). Давайте играть в волка и козлят?
Паша. Давай!
Н.А. (Паше). Давай ты волк?
Паша. Давай!
Тёма. И я волк!
Юля. И я!

Что ж, пусть будут три волка. Нам совсем не нужно буквально повторять сказку. Будем импровизировать.

Н.А. А я козлёнок!
Маша. И я козлёнок!
Н.А. А кто же коза-мама?
Маша. Ты!
Н.А. Ладно, я коза-мама! Здесь наша избушка. (Ставлю кружком три стула сиденьями внутрь - огораживаю пространство избушки.)
Н.А. Козлёнок, я пойду за молоком, никому не открывай! (Отхожу в сторону.) Волки, теперь вы пришли! И толстым голосом говорите: «Козлятушки, отворите!»

Дети-волки повторяют с удовольствием, стараются басить.

Н.А. А козлята не открыли. Давайте волки снова пришли и тоненьким голосом говорили.

Дети-волки (пищат). Козлятушки, отворите!

Н.А. Козлята открыли. И волки их съели! Я тоже козлёнок!

Дети-волки «едят» козлят, все очень веселятся.

Н.А. А один спрятался. (Маше.) Давай ты козлёнок, который за печкой спрятался!

Маша. Давай! (Приседает за стулом.)

Н.А. Я мама-коза. Пришла из магазина. (Маше.) Козлёнок, где остальные?
Маша. Волки съели!
Тёма-волк. Коза, я не ел твоих козлят!
Н.А. А коза говорит: «Пойдём, волк, в лес, погуляем. Будем через яму прыгать». Я прыгну. Перепрыгнула. А волк провалился в яму!

Тёма прыгает и со смехом нарочно падает. За ним остальные волки падают и смеются.

Н.А. И козлята из его живота выпрыгнули!

Все дети скачут и смеются.

Настя (всё это время наблюдала за игрой со стороны). Давай ещё так! Я тоже козлёнок!
Юля (видимо, роль козлёнка ей понравилась больше, чем роль волка). И я козлёнок!
Маша. И я козлёнок!
Н.А. А кто же коза-мама?
Настя. Ты!
Тёма. А я волк!
Паша. И я волк!

Вся игра повторяется снова с небольшими вариациями, дети оживлены, смеются.

Настя (вошла во вкус ролевого поведения). Теперь я коза!
Н.А. А я козлёнок!

Снова повторяем игру, остальные - на прежних ролях.
Игра так понравилась, что дети не могут ею насытиться.

Тёма. Давайте снова!
Н.А. Но чур, я теперь волк!
Настя (велико желание перепробовать все роли). И я волк!
Н.А. Ладно, мы обе волки!
Тёма (не хочет отказываться от понравившейся роли). И я!
Юля. А я коза!

Играем снова. Козлята - Паша и Маша.
Дети уже свободно импровизируют, варьируют свои ролевые реплики. Но событийный ряд выдерживается: наставление козы козлятам, взаимодействие козлят и волков (толстый и тонкий голос), соревнование козы и волков, счастливое избавление.
Дети просят играть ещё. Повторяем снова: Настя - коза, Тёма - волк, остальные - козлята (в том числе и я).
Все, кроме Тёмы, побывали в разных ролях. Тёма всё время - волк. Дети так включены в воображаемую ситуацию, так оживлены, что резко прекратить игру невозможно, хотя всем нужно немного успокоиться. Попробую переключить их в «смежное» - тоже сказочное - смысловое поле, но более спокойное.
Беру с полки докторский чемоданчик.

Н.А. Я доктор Айболит. У меня здесь больница для зверей. (Ставлю два стула.) Все козлята, волки и другие звери могут у меня полечиться.

Дети тут же переключаются на «айболитскую» тему, подходят ко мне. Выстраивается очередь.

Юля. У меня лапка болит!
Н.А. Сейчас полечим! (Взаимодействую с Юлей.)

Тёма (ему надоело ждать в очереди). И я доктор! (Устраивает себе кабинет в «доме» козы, берёт докторский набор.)

Н.А. Козлята, вот ещё доктор!

Подходящий момент, чтобы сориентировать детей на парное взаимодействие друг с другом. Они уже неоднократно вступали в игру со мной в рамках смысловой связки «доктор-пациент» или наблюдали со стороны модель этого игрового взаимодействия.

Н.А. (Тёме). Доктор, здесь очередь больных козлят, полечите их!
Тёма (Паше). Сейчас я тебя послушаю! (Слушает фонендоскопом.) Так, теперь спинку. Повернись!.. (Импровизирует, хотя я вижу канву ролевых действий из наших прежних игр.) Вот тебе таблетки!

Тёма повторяет лечение с Машей и Настей.
Юля, полечившись у Айболита, сама надевает шапочку с крестом.

Юля. И я доктор!
Маша. И я!

Я ухожу в сторону, делаю записи.

Маша (подходит ко мне). Приходи лечиться!
Н.А. Сейчас приду.

Надо поддержать инициативу Маши. Тем более что все дети рассредоточились по комнате. Удобный момент в парном взаимодействии активизировать у Маши ролевую речь.

Н.А. (Маше). Здравствуйте, доктор! У меня голова болит.
Маша. Вот таблетки! (Протягивает воображаемые таблетки.)
Н.А. Сколько дней мне их пить, доктор?
Маша. Три дня.
Н.А. А потом можно к вам прийти?
Маша. Приходите!
Н.А. Спасибо, доктор. Я приду через три дня.

Тёма лечит игрушечного зайца в своём кабинете.
Паша (до этого наблюдал за другими) тоже надевает белую шапочку.

Н.А. (Паше). Ты тоже доктор?
Паша. Да!

Настя тоже берёт докторский набор.
Опять всех захлестнула волна докторомании.
Все «доктора» спокойно возятся со своими пациентами-куклами, пока не приходит время идти на музыкальное занятие.
Я предлагаю только что пришедшим с занятия детям, которые обступают меня, поиграть в «Волка и козлят».

Н.А. Коля, будешь волком?
Коля. Да! Я волк!

Я и присоединившиеся Вася, Алина, Лера, Оля - козлята. А я ещё по совместительству - коза-мама.
Развёртываю игру с детьми, как и в первой подгруппе. Дети оживляются, смеются.

Н.А. А давайте я теперь волк!
Коля. Нет, я волк! (Не хочет расставаться с этой активной ролью.)
Лера. И я волк!
Н.А. Ладно, у нас два волка - Коля и Лера. А мы - козлята!

Игра повторяется по той же сюжетной канве. Чувствуется сильное эмоциональное оживление детей. Но эти дети не столь активны, как предыдущие, они довольствуются освоением одной роли в отличие от более продвинутых детей первой подгруппы, где каждый участник перепробовал все роли.
Возвращаются дети с музыкального занятия. Теперь вся группа в сборе. Каждый нашёл себе какое-то занятие. Несколько девочек в кукольном уголке с воспитательницей, у них «чаепитие». Тёма построил из стульев «машину», рулит и гудит. Остальные - с конструкторами, возят игрушечные автомобили.
Подходящий момент для второго пункта моего проекта - подключиться к игре Васи и прояснить его игровые возможности.
Вася стоит у стола с новыми мелкими игрушками (человечками, мебелью, поездом и т.п.). Возит по столу маленький трактор. Подхожу к нему.

Н.А. А давай этих детей папа повёз в зоопарк? (Беру человечка, за него изменённым голосом.) Папа! Отвези нас в зоопарк!
Вася. Вот поезд!
Н.А. На поезде их папа повезёт?
Вася. Да!

Но вот незадача - в поезд никого посадить нельзя, он монолитный (кстати, транспорт для игры всегда должен учитывать возможность поместить внутрь каких-либо персонажей). Поэтому я предлагаю другой вариант: беру грузовичок.

Н.А. Давай на машине они поехали? Вот! (Показываю грузовичок.)
Вася. Он залез в машину! Папа. (Усаживает человечка в грузовичок.)
Н.А. И дети сели в машину. О! Давай они переезжали в новый дом и мебель погрузили?

Вася (оживлённо). Давай! (Грузит мебель в машину.)

Н.А. Давай здесь был новый дом! (Огораживаю кубиками на столе «дом».)

Вася везёт грузовичок, выгружает мебель, расставляет её в доме. Продолжает молча манипулировать игрушками.
Попробую подсказать ему ещё одно сюжетное Событие - из реального жизненного контекста самого мальчика: у Васи сегодня день рождения. Ему в группе подарили набор автомобильчиков.

Н.А. Давай это торт! (Ставлю на кукольный стол кубик.)

Вася усаживает человечков вокруг стола.

Н.А. Давай у малыша день рождения! Ему подарили большую коробку. (Ставлю на стол ещё кубик, говорю за человечка изменённым голосом.) Что у тебя в коробке?

Вася (берёт другого человечка, за него). Сейчас откроем. Там машинки!

Н.А. (за человечка, изменённым голосом). И я хочу!
Вася. Давай там две! Я тебе дам одну!

Я немного отстраняюсь. Вася продолжает молча обустраивать дом для маленьких человечков.
Хотя Вася и не проявляет игровой инициативы, он легко включается во введённую мной воображаемую ситуацию, может поддержать ролевой диалог, действовать из роли, приписанной игрушечному персонажу, то есть демонстрирует нормальный для возраста уровень игры.
За нашей игрой всё время наблюдает, стоя рядом, Паша. Ему, видимо, тоже хочется индивидуального общения со взрослым. Но поскольку я не обращаю на него внимания, он начинает трясти стол с нашей постройкой, игрушки падают. Вася восстанавливает дом.
Индивидуальная игра с Пашей не входила сегодня в мои планы, но ситуация складывается так, что, во-первых, нужно отвлечь Пашу от разрушительных действий, а во- вторых, у меня есть время, ничто не мешает сейчас удовлетворить его желание поиграть вместе со мной.

Н.А. Паша, давай с тобой поиграем?
Паша. Давай!
Н.А. Пойдём посмотрим, во что нам поиграть. (Отвожу Пашу в сторону от стола с игрушками, чтобы не мешать Васе.) Ты во что хочешь поиграть?

Скорее всего, у Паши нет определённого намерения, но его взгляд падает на построенную Тёмой «машину» из стульев (Тёму уже забрали домой).
Мальчик идёт к «машине», берёт руль.

Н.А. Ты кто? Шофёр?
Паша. Да! Я шофёр! (Усаживается впереди.)
Н.А. Ладно, а я пассажир! (Сажусь позади.) Мне на вокзал надо. Вы меня отвезёте, шофёр?
Паша. Да!
Н.А. Главное, к поезду не опоздать. Ну, шофёр, поехали!
Паша. Я ещё машину не завёл. (Нажимает воображаемые рычаги и педали, рулит, гудит.)

Подходит Юля с игрушечным зайцем в руках.

Юля. Можно с вами?
Н.А. Если шофёр возьмёт. Мы едем на вокзал.
Паша. Садись!

Юля усаживается рядом со мной.

Паша. Бензин кончился!
Н.А. Придётся заправляться?
Паша. А где?

Сейчас надо быстро найти заместитель, чтобы не прервать игру. Беру лежащий рядом цилиндр из строительного набора.

Н.А. Может, это шланг для бензина?
Паша. Надо открыть штучку такую! (Отвинчивает воображаемую крышку бака, «наливает бензин из шланга». Снова садится, рулит.)
Н.А. Шофёр, приехали на вокзал?
Паша. Да!
Н.А. Я выхожу. Спасибо, шофёр! Дальше я на поезде поеду.

Многих детей уже забрали домой, поэтому можно ещё немного спокойно поиграть с Пашей.
Ставлю цепочкой три стула рядом с Пашиной «машиной».

Н.А. Вот мой поезд! Я села в вагон. (Сажусь на последний в ряду стул.)
Юля. И я в поезд! (Садится передо мной.)

Паша ставит ещё один стул в голове поезда, усаживается на него с рулём.
Ему явно не хочется расставаться с «водительской» ролью. Что ж, конкретизируем её по-иному, отлично от шофёра.

Н.А. Ты машинист? Поезд поведёшь?
Паша. Да! (Рулит.)
Н.А. Куда поезд поедет, машинист?
Паша. В Плёс!
Н.А. А долго ехать?
Паша. Долго! Это спальный поезд!
Юля (с изумлением). Здесь спят?
Н.А. Пассажиры спят, а утром приедем в Плёс.

Заметим, Паше удалось в игре актуализировать свой житейский опыт, а у Юли опыта поездок в «дальних» поездах, видимо, ещё нет.
К нам подходит Вася, садится в первый вагон.

Паша. Сломалось! (Показывает вперёд.)
Н.А. Что? Рельсы?
Паша. Нет, такие палки! (Показывает рукой - поперёк пути.)
Н.А. А, шпалы. На них рельсы лежат.
Паша. Я буду чинить! (Стучит кубиком по ножкам стула, увлечён.)
Н.А. (Васе, чтобы заполнить паузу). Давай ты билеты проверял? У меня вот билет. (Показываю бумажку.)
Вася. Нет, я монтёр!

Отмечаю для себя факт принятия ребёнком новой роли и её вербальное обозначение: это свидетельствует о хорошем игровом уровне.
Васе понравились действия Паши, он тоже стучит по ножкам стульев.

Н.А. (Юле). А у вас есть билет, пассажир?
Юля. Нет!

В этот момент Васю забирают домой, а к нам подходит Лера, садится в поезд.
Мы все «едем» дальше, пока за Пашей не приходит мама.
Игра с Пашей в удачно выбранное спокойное время (присоединившиеся Юля и Вася создали для игры хороший фон) позволила ему раскрыться и получить удовольствие от непосредственного взаимодействия со взрослым. Я увидела его умение ввести в игру реальный опыт, хотя, с моей стороны, выбор сюжетного События (поездка на поезде) был, конечно, случаен. Вообще, надо сказать, что в индивидуальном взаимодействии со взрослым игровые возможности ребёнка обнаруживаются гораздо полнее, чем в игре со сверстниками, особенно в этом возрасте. Взрослый «держит» смысловое поле, подыгрывает ребёнку, на что сверстники ещё не способны. Поэтому, конечно, надо использовать любую открывающуюся возможность, чтобы развернуть личное взаимодействие с ребёнком.

Но подведём общий итог дня.

Игра по мотивам сказки вызвала большой интерес и эмоциональное оживление детей. Совершенно неважно, что в первой инициированной мной игре «волком» захотели стать сразу три ребёнка и «волк» получился собирательным. Сложившаяся ситуация позволила внести разнообразие и в докторскую тематику (доктор Айболит).
При подключении к действиям Васи удалось выяснить его игровые возможности, которые в спонтанной деятельности в большой группе не были очевидны.
В целом, я могу считать день удачным, мой проект работы был реализован полностью.

Мы завершим экскурс в жизнь группы, но её игровая история на этом, конечно же, не заканчивается. В группе много детей, которые были пока на периферии наших игр в этих пяти эпизодах. В свою очередь, и они должны оказаться в центре моего внимания.

* * *

В заключение семинара.

Заключая наш семинар, хотелось бы вернуться к особенностям групповой динамики в игре с детьми этого возраста. Из примеров видно, что любая инициативная игра взрослого принимается не только ребёнком, на которого обращено непосредственное внимание взрослого, но и многими другими детьми, спонтанно присоединяющимися к этой игре без особого приглашения (а тем более принуждения). Таким образом, в смысловое поле игры оказываются в разной степени втянуты многие дети - кто-то в центре, а кто-то на периферии. Они удерживаются рядом со взрослым на разное время: некоторые «кочуют» вслед за ними от игры к игре, другие переключаются на собственные занятия по мере исчерпания интереса к данной игре, но не теряют из виду взрослого с его дальнейшими действиями, чтобы в какой-то момент вновь подключиться к игре.

Вся динамика групповой жизни в этот игровой период представляет собой как бы волны прилива и отлива: новая инициативная игра взрослого собирает почти всех детей (много докторов, покупателей, волков, машинистов и т.п.).

Поддержка «приливной волны» зависит от умения взрослого создать множественные пространственные центры игрового События (несколько докторских кабинетов, несколько поездов или машин), от гибкого взаимодействия со многими игровыми партнёрами (один продавец и много покупателей, один доктор и много пациентов или, наоборот, много докторов и один перемещающийся пациент-взрослый, много водителей и один сменяющий вид транспорта пассажир-взрослый). Без такого поддерживающего участия взрослого сюжетная игра в группе довольно быстро затухает, переходя в индивидуальное манипулирование игрушками. Дети этого возраста с удовольствием взаимодействуют друг с другом внутри созданного взрослым смыслового поля игры, но почти не способны сколько-нибудь длительное время содержательно взаимодействовать самостоятельно.

Приливно-отливная групповая динамика, «заражение» игровым интересом открывают большие возможности для взрослого в смысле демонстрации детям разнообразных моделей игрового поведения, что очень важно именно на этом возрастном этапе. По сути, с детьми трёх-четырёх лет воспитатель, даже работая «здесь и сейчас» на одного, влияет на игру многих.

Опубликовано в журнале «Ребёнок в детском саду» — 04/2013


[1] Окончание. Начало см.: Ребёнок в детском саду. - 2013. - № 2,3.

Скачать документ в формате PDF