Т.Н. Доронова. Планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет

Типология текста: Методические рекомендации


Особый период в жизни ребенка.

Ранний возраст является особым периодом в жизни ребенка. По темпам развития мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периоду нет равных. Значит, именно в раннем детстве во многом определяется будущее человека: его здоровье, характер, способности, отношение к себе и другим людям. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, оно целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду, от их профессионального мастерства, компетентности, умения пользоваться современными достижениями науки.
Общеизвестно, труд воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, весьма сложен. Уход за маленькими детьми, которые не в состоянии полноценно обслуживать себя сами, требует значительных физических усилий; труд воспитателя связан с постоянным напряжением и ответственностью за жизнь, здоровье и развитие доверенных ему детей. Несмотря на это, большинство воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, одержимы искренним желанием сделать их жизнь в группе как можно лучше. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях России самыми уютными и оснащенными группами являются группы раннего возраста, а самыми заинтересованными в вопросах формирования здоровья и развития маленьких детей - воспитатели.
В настоящее время в России в помощь воспитателям детей раннего возраста печатается очень много литературы. По своему содержанию эти публикации разные - от концепций, программ до методических рекомендаций по всем направлениям работы с детьми раннего возраста. Авторский коллектив программы "Из детства в отрочество" тоже проделал большую работу, чтобы воспитатели групп раннего возраста могли бы воплотить современные научные идеи в жизнь: разработаны программа и методические рекомендации для каждого возрастного периода (от 1 года до 2 лет, от 2 до 3 лет).
Вместе с тем, наблюдения показали, что обилие программно-методических материалов и дидактических средств не в полной мере облегчает труд воспитателей. Им по-прежнему много времени приходится тратить на подготовку документации: необходимо написать список детей, оформить табель посещаемости, составить режим дня и приложения к нему в виде сетки занятий, распределения обязанностей персонала группы и многое, многое другое. Но больше всего времени и усилий педагоги тратят на написание перспективного и календарного планов, при составлении которых необходимо учитывать все направления в работе с детьми и не упустить ничего важного для их воспитания и развития.

Традиционный подход к планированию работы с детьми раннего возраста.

К сожалению, в настоящее время полностью утрачен традиционный подход к планированию работы с детьми раннего возраста, согласно которому планы воспитательно-образовательной деятельности составляли медицинские сестры, методисты и воспитатели с учетом показателей состояния здоровья и развития детей. В перспективном плане давалась краткая характеристика развития детей и состояния работы в группе, а также определялись задачи воспитания детей по каждому разделу программы. В календарном плане указывались все виды занятий с детьми в группе и на прогулке, организация и формы работы с ними, индивидуальные наблюдения за развитием и поведением детей, подготовка к проведению праздников. Музыкальный руководитель планировал свою работу с учетом программных задач и уровня развития детей группы, согласуя с воспитателями и методистом содержание работы с детьми, форму организации занятий, методы обучения. Воспитатели, руководствуясь календарным планом в своей работе, использовали индивидуальный подход к детям.
В настоящее время, как уже было сказано выше, традиции содержательной работы по планированию, которые были выработаны медико-педагогическими коллективами групп раннего возраста, утрачены, и это, естественно, отражается на развитии детей.

Ошибки в работе групп раннего возраста

Известный специалист в области педагогики раннего детства Нинель Дмитриевна Ватутина в своей статье "Специфика экспертизы воспитания и развития детей раннего возраста" указывает определенный круг ошибок в работе групп раннего возраста, которые она выявила в процессе аттестации. К ним относятся:
-    неправильное ведение диагностики и контроля за развитием детей;
-    преобладание групповых форм организации детей;
-    отсутствие постепенности и последовательности в проведении режимных процессов;
-    нечеткое понимание личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми;
-    нечеткое представление о технологии руководства игрой детей и т. п.

Мы понимаем, что причин снижения качества воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста очень много. Они связаны с неправильным подходом к подготовке специалистов, ликвидацией курсов повышения квалификации, низкой оплатой труда и т. п. Силами только научной общественности их решить невозможно. Чтобы уже сейчас помочь воспитателям групп раннего возраста хотя бы частично преодолеть эти трудности, необходимо сосредоточиться на решении вопросов, связанных с планированием воспитательно-образовательной работы с детьми.
При разработке планирования авторы руководствовались результатами научных исследований в области психологии и педагогики раннего детства, а также достижениями передового педагогического опыта. Поэтому разработанными нами календарными планами могут воспользоваться воспитатели групп раннего возраста, работающие по разным программам, дополняя планы задачами и содержанием, которое им рекомендуют авторы той или иной программы.

Специфическая особенность авторского подхода к планированию.

Специфической особенностью данного подхода к планированию является то, что в работе с детьми раннего возраста широко используются игрушки. "Игрушки не балушки", - так говорит народная мудрость о значении игрушек для развития маленького ребенка. В результате педагогических исследований, проведенных Д. В. Мендже-рицкой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной, С. Л. Новоселовой, Г. Г. Локуциевской, Е. В. Зворыгиной, Н. А. Реуцкой и др., было установлено, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего и дошкольного возраста; при этом они должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Гигиенические требования к игрушкам представлены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПин 2. 4. 1. 1249-03), разработанных сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН при участии ряда институтов и кафедр медицинского профиля.
Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественно-эстетического развития детей раннего возраста. Поэтому игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать правильные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.
Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми раннего возраста. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей.
Гигиенические требования к качеству игрушек предъявляются потому, что игрушки, как и продукты питания, способны нанести вред здоровью ребенка. Именно поэтому торговые инспекторы проверяют качество игрушек и находят опасные. Так, на страницах центральных газет появилась информация о том, что при проверке Коломенской ярмарки в Москве инспекторы изъяли из продажи и забраковали 73% игрушек. Игрушки продавались без маркировки, в которой должна быть представлена информация об изготовителе товара и его местонахождении. Кроме того, у продавцов отсутствовали документы, подтверждающие качество и безопасность игрушек.
Татьяна Стоянова, главный специалист Мосгосторгинспекции, рассказывает: проверка таких игрушек в лаборатории показала, что концентрация диметилфталата при выделении его в водную среду (а это значит, в рот, в потную ладошку или в ванну, в которой ребенок купается с этой игрушкой) превышает предельно допустимую концентрацию в 20-30 раз (!). Следовательно, подобрать игрушки, которые отвечали бы гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, непростое дело.

Предметно-методические комплекты.

Чтобы помочь воспитателям в решении этой задачи, были созданы три предметно-методических комплекта, на основе которых строится планирование работы с детьми.
Первый комплект состоит из 17 игрушек из пластизоля отечественных производителей с изображением домашних и диких животных, подобранных в соответствии с задачами социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития маленького ребенка. Игрушки, входящие в комплект, предоставляют большие возможности для ознакомления детей с различными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для их сенсорного развития. Высокий уровень художественного исполнения игрушек позволяет с их помощью решать задачи, связанные с эстетическим воспитанием детей не только раннего, но и дошкольного возраста.
Второй комплект состоит из 16 игрушек из пластизоля с изображением сказочных персонажей и экзотических животных (крокодил, черепаха, бегемот и др.), которые были подобраны с учетом усложнения задач по познавательному и речевому развитию детей. В работе с детьми от 1 года до 2 лет воспитателю вполне достаточно первого комплекта игрушек, а с детьми от 2 до 3 лет он уже должен использовать оба комплекта.

Дидактические материалы.

В качестве приложения к этим двум комплектам игрушек разработаны дидактические материалы. Они размещены в двух папках, в которых находятся фотографии игрушек, входящих в комплекты. Фотографии необходимы потому, что в работе с детьми раннего возраста многие развивающие игры связаны с формированием у них умения соотносить игрушку с ее изображением, искать среди нескольких картинок изображение той игрушки, которая находится у воспитателя, называть игрушки по фотографии и т. п.
Кроме фотографий игрушек в папках находятся иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам, с которыми знакомятся дети; при этом во второй папке (для работы с детьми 2-3 лет) иллюстрации подобраны таким образом, чтобы их содержание позволяло знакомить с изменениями, которые происходят в природе в разное время года: например, на иллюстрации к потешке "Шел кот-скороход" художник изобразил лето, на иллюстрации к потешке "Пошла Маня на базар" - золотую осень; события песенок "На ледок-то, на ледок" и "Пошел котик на Торжок" происходят зимой, в потешке "Дедушка Ежок, не ходи на бережок" -весной. Если воспитатель каждый раз после знакомства детей с иллюстрацией Ю. Васнецова будет размещать ее в виде эстампа в группе, то дети получат возможность постоянно обращаться к восприятию уникальных произведений книжной графики, созданных выдающимся художником-иллюстратором для детей именно этого возраста. Когда в группе будут вывешены все иллюстрации, то дети увидят, какие изменения происходят в природе в разное время года, вспомнят содержание знакомых потешек или песенок и вновь и вновь обратятся к рассматриванию иллюстраций, что очень важно для развития их эстетического восприятия.
В папках, кроме фотографий и иллюстраций, находятся цветные геометрические формы (круги, квадраты, прямоугольники) и изображение бантиков, которые воспитатели используют при проведении игр по
сенсорному воспитанию.

Деревянные игрушки - улыбка детства.

Третий отдельный комплект под названием "Деревянные игрушки - улыбка детства" объединяет игрушки-забавы. Необходимость в создании этого комплекта игрушек была связана с тем, что в работе с детьми раннего возраста очень остро стоит задача профилактики психоэмоционального напряжения. Нервные процессы маленьких детей отличаются быстрой истощаемостью, эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций, поэтому создание положительного эмоционального фона, чувства радости и веселья является очень важной задачей в работе с детьми раннего возраста. И если у воспитателя имеется арсенал таких средств, как разнообразные и высокохудожественные игры-забавы, решать задачу профилактики психоэмоционального напряжения у детей ему значительно проще.

Отсутствие комплектов - не повод отказаться от системы планирования.

Вместе с тем, несмотря на значимость разработанных предметно-методических комплектов, авторы хотели бы подчеркнуть, что их отсутствие не означает невозможности и неэффективности использования данной системы планирования в работе групп раннего возраста.
Кроме того, авторы понимают, что предлагаемый примерный план работы с детьми не может включить в себя многообразие всех проблем, с которыми воспитатели сталкиваются в работе.
Авторы искренне верят в то, что предлагаемое планирование облегчит нелегкий труд воспитателей групп раннего возраста, позволит им увидеть воспитательно-образовательный процесс в целом и будет способствовать эффективному воспитанию и развитию детей, радостному и содержательному проживанию ими периода раннего детства. Для воспитателей групп раннего возраста авторами разработано не только календарное планирование, но и дана форма учета работы с детьми в виде дневника наблюдений, что значительно облегчит нелегкий труд педагогов, сбережет их силы и время, а также избавит от рутинной работы, увеличит время общения с детьми.

В данное пособие включены также практические материалы по созданию предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, которые подготовлены заведующей Т. В. Двуреченской и старшим воспитателем Г. В. Крысановой (ГОУ-детский сад № 1768, Москва) и прошли экспериментальную проверку.
 

Скачать книгу целиком: по ссылке

Скачать документ в формате PDF